morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Церковь святого Исаакия Далматского в Степановском (45 фотографий).



Усадьба Степановское (ныне Московская область, Раменский район).

Со второй половины XVI в. село принадлежало основателю династии Романовых боярину Никите Романовичу ЗАХАРЬИНУ-ЮРЬЕВУ (ок. 1522-1585/1586). Эти земли Иван Грозный пожаловал ему за верную службу после взятия Казани в 1552 году.

В 1648 году село было выделено из казны окольничему Михаилу Тимофеевичу ЛИХАЧЁВУ. Неизвестно каким путем после смерти бездетного окольничего Степановское перешло к князю Матвею Петровичу ГАГАРИНУ (ок. 1659-1721) – «генеральному президенту и московскому коменданту», как называл его в пору дружбы Пётр I. Усадьбу Матвей Петрович благоустраивал и расширял не жалея денег – мог позволить себе тратить неограниченные средства на любые прихоти. Увы, непомерное взяточничество привело, в конце концов, к конфискации всего имущества, аресту и показательной казни ‒ он был повешен под окнами Юстиц-коллегии в Санкт-Петербурге в присутствии царя, придворных и своих родственников.

Среди владельцев села был сподвижник Петра I граф Андрей Иванович ОСТЕРМАН (1686-1747), крупнейший дипломат петровской и аннинской России. Выходец из Германии, Остерман служил в Посольском приказе и заключил в 1721 году вместе с Яковом БРЮСОМ знаменитый Ништадский мир, подведший итоги Северной войны. За заслуги в заключении мира он был пожалован Петром I титулом барона, тогда же ему было подарено село Степановское (1721).

В дальнейшем село перешло к его внуку, генералу-поручику Николаю Матвеевичу ТОЛСТОМУ (1752-1828), завещавшему усадьбу племяннице Наталье Ивановне ГОЛИЦЫНОЙ (1771-1841). Но она, в силу семейных обстоятельств, в Степановском почти не жила. Усадьба, не избалованная вниманием хозяев, с пустующим барским домом, постепенно ветшала и превратилась в обычную хозяйственную экономию.

Следующий наследник имения, четвертый сын ярославского губернатора Валериан Михайлович ГОЛИЦЫН (1803-1859) никакой склонности к сельскому хозяйству не питал. Гвардейского офицера, члена тайных политических обществ, волновала проблема отмены крепостного права. Сосланный после 14 декабря в Сибирь, а потом под пули горцев на Кавказ, Валериан Михайлович посетил Степановское только под конец жизни. Его единственный сын Мстислав унаследовал не только возвращённое в семью Степановское, но и принял почти всё состояние умершего в Женеве бездетного генерала А.И. Остермана-Толстого одновременно с почётным правом носить двойную фамилию Остерман-Голицын. В одночасье разбогатев, князь Мстислав Валерианович немедленно продал отцовскую долю зажиточному крестьянину ПЕРЕПЕЛОВУ и с тех пор в тех местах не появлялся.



Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В XVI веке, когда селом владел Никита Романович Захарьин-Юрьев, был построен первый одноглавый белокаменный храм с двумя небольшими приделами.

Изначально Благовещенский храм представлял собой четверик, сложенный из кирпича, с белокаменной облицовкой, сохранившейся в нижней части здания и поныне. К основному объёму примыкали одноглавые приделы с отдельными апсидами. Свод был крестчатым, его следы сохранились внутри.

В конце 1680 – начале 1690-х годов церковь была обновлена по заказу нового владельца села Михаила Тимофеевича Лихачёва. Здание перестроили в господствовавшем в то время стиле московского барокко, по типу «восьмерик на четверике». Тогда же была перестроена центральная апсида, ставшая гранёной, и пристроена трапезная, объединяющая основной объём и приделы.

Декор храма сильно пострадал от времени и заброшенности, но и сейчас, приглядевшись, можно увидеть, что украшен он был очень пышно и вместе с тем изящно. Кое-где сохранились белокаменные резные детали, узорчатые наличники на окнах, колонки на гранях апсиды и восьмерика. Барабан храма также был украшен резными деталями. Восьмерик – световой, с широкими окнами, благодаря чему в храме всегда было светло.



В храме три престола: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, во имя святителя Николая и святого великомученика Георгия Победоносца. Интерьеры утрачены.

Три креста на куполах однотипны, изящного рисунка, выкованы из тонкого железа. На вершине главного купола на кресте корона.



В храме благоговейно хранились святыни: икона святителя Николая византийского письма, греческая панагия с частицей святых мощей святителя Николая. В начале XVIII века владелец села князь М.П. Гагарин пожертвовал церкви парчовые священнические облачения с дарственной надписью.




Церковь святого Исаакия Далматского.

Рядом с Благовещенской церковью стоит высокая церковь-колокольня святого Исаакия Далматского, составляющая с ней единый уникальный комплекс. Ранее он был обнесён невысокой кирпичной оградой со святыми воротами, которые не сохранились.

Храм был заложен в 1702-1703 годах по повелению графа А. И Остермана. Преподобный Исаакий Далматский является небесным покровителем Петра I, родившегося в день поминовения святого 30 мая (по ст. ст.). Именно Петру граф Андрей Иванович Остерман обязан своим возвышением, именно от него получено было Степановское во владение. Интересен факт, что это строительство началось за несколько лет до освящения первой Исаакиевской церкви в Петербурге в 1707 году.

Возведение церкви по каким-то причинам затянулось на три десятилетия, и освящена она была лишь во времена царствования Анны Иоанновны, через несколько лет после смерти первого российского императора – в 1732 году. Однако Пётр вполне мог быть в курсе подмосковного строительства – в Благовещенской церкви долгое время хранилась небольшая икона св. Иоанна Богослова из слоновой кости, по преданию, выточенная царём собственноручно в 1715 году.

Высокое здание храма необычно уже тем, что построено при более старом храме Благовещения вместо простой колокольни. В продолжение традиций храмов «под звоном» оно построено в несколько ярусов.

Церковь поражает своими архитектурными формами, очень редкими для России. По мнению современного исследователя архитектуры Владимира Седова, «архитектура этого храма имеет особенный, экспериментальный характер». Центричный ярусный объём церкви состоит из трехэтажного квадратного четверика, над которым возвышается меньший по основанию невысокий четверик. Наверху каждого из четвериков ранее были открытые террасы, обнесённые балюстрадами, ныне разрушившимися.

Венчает храм верхний ярус – стройный восьмерик, в котором размещена колокольня. Колокольня имела пять колоколов. Большой колокол весом 151 пуд 15 фунтов в 1852 году был отлит усердием прихожан на заводе Дмитрия Николаевича САМГИНА (1797-1872).

На вытянутый вверх купол восьмерика поставлен высокий барабан. Его венчает вытянутая вверх главка не совсем обычной формы, скорее близкой к южнорусским образцам – крест стоит не на собственно главке, а на стоящей на луковице второй, маленькой главке.

Эта башенная структура скрывает подлинное построение храма. На прорезанном по сторонам света арками основании поставлен небольшой, но очень высокий храм, перекрытый глухим восьмилотковым сводом.



Две винтовые белокаменные лестницы поднимаются от основания до верха храма. Входы на лестницы расположены на западном фасаде. По лестницам можно подняться на колокольню, выйти на галереи. Галереи открываются и на фасады, и в храмовое пространство арочными проёмами. Такая композиция напоминает, прежде всего, реформатские храмы Германии XVI в. с их предназначенными для владетельных князей галереями.

Фасадная декорация храма не менее своеобразна: её основу составляют крупные тосканские пилястры, расположенные между арочными проёмами. Четверики и ярус звона прорезаны высокими, почти в свой рост, арочными проёмами, за счёт высоты кажущимися довольно узкими и придающими стройности массивному основному объёму. Профилированные архивольты и карнизы, а также балюстрады выполнены очень тщательно и дают великолепный пример прямого следования архитектуре протестантского, «северного» барокко Голландии и Северной Германии первой половины XVIII в.



Вопрос о том, к какому стилю восходит архитектура этого необычного храма, остаётся открытым. Некоторые авторы статей о нём считают, что зодчие опирались на трактат ВИНЬОЛЫ «Правило пяти ордеров». Поручение перевести этот универсальный труд на русский язык поступило М.П. Гагарину от самого Петра I, и он подыскал для этого дела специалиста – работавшего в России с 1703 года итальянского зодчего Джиованни Марио ФОНТАНА. По мнению ряда исследователей, храм-колокольня в Степановском явился результатом почти буквального перевода в натуру образцовых чертежей из переводного архитектурного трактата.

Вместе с тем, сочетание в одной постройке и храма, и колокольни вызывает в памяти усадебные храмы Подмосковья в «нарышкинском стиле» (например, церкви в Уборах или в Филях).

Таким образом, храм святого Исаакия в Степановском является уникальным примером перенесения на русскую почву позднеренессансной композиции и одновременного осложнения её «нарышкинскими» приёмами. Сочетание разных стилей в этом необычном храме превратило его в уникальный образец храмовой архитектуры, незаслуженно забытый только потому, что стоит он в стороне от оживлённых дорог.



Оба храма закрыли в феврале 1938 г. В зданиях размещались магазин, склад цемента, часть помещений использовали совхозные пчеловоды. В 1970 г. храмы были переданы реставраторам, однако восстановление проводилось непрофессионально.

В конце 1990-х гг. зарегистрировалась местная православная община, которая взяла на себя заботы по восстановлению храма. В храме Благовещения Пресвятой Богородицы проводятся молебны, панихиды, отпевания.

Обе церкви являются памятниками архитектуры федерального значения, однако финансовой поддержки не получили. В настоящее время храмы находятся в аварийном состоянии.















По материалам:
Сайт «Храмы России»
В. Седов «Проект классика»
А. Тарунов Вблизи Коломны//Памятники Отечества. Усадьбы Подмосковья № 32 (1994), с. 169-170.
Фотографии
Tags: Архитектура, Барокко, Благовещение Пресвятой Богородицы/храмы, Богородичные праздники/иконы/храмы, Москва/область, Реставрация, Св. Георгий Победоносец, Св. Исаакий Далматский, Св. Николай Мирликийский/храмы, Храмы/монастыри
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments
А чего РПЦ за этого Исакия не грызется? Капитальное строение ж. Поштукатурить, смотровую площадку устроить...
Это там самолет упал? Слышал, что все местные помещики "плохо кончали", может это энергетика места?

Anonymous

February 23 2018, 09:37:23 UTC 7 months ago

Печальное, но сильное зрелище! Замечательный фотоматериал!