morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Никольская церковь в Суздале

► КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878-1927) «В старом Суздале».
Холст, масло.




На картине изображена Никольская церковь - одна из первых церквей, построенных после большого городского пожара в Суздале в 1719 г. В это время создаётся новый тип посадского храма - трёхчастно-осевой, состоящий из основного объёма, колокольни и соединяющей их трапезной. Вероятно, Никольская церковь стояла здесь и раньше, так как проездные ворота рядом с ней носят то же имя, а святой Николай издревле считался покровителем путешественников, и то, что храм в его честь был поставлен именно на выезде из города, было не случайно.

Это «летний» храм, основной кубический объём которого украшен просто и очень изящно. Перспективный портал с колонками и во втором ярусе окна с резными наличниками сообщают гладкой стене гармонический вид. Под самой кровлей проведён широкий карниз из кокошников и валиков. Четырёхскатную кровлю венчает главка на высоком тонком барабане, украшенном двумя аркатурными поясами.

Колокольня храма построена по типу старинных шатровых деревянных церквей - «восьмерик на четверике» - и из всего ансамбля особенно интересна. Это подлинный шедевр суздальского зодчества, сейчас, к сожалению, нуждающийся в реставрации, но не утерявший своей красоты. По периметру шатра вверху восьмерика она украшена небольшими пирамидками с крестами. Сам шатёр - вогнутый, классической суздальской формы, снабжён тремя рядами «слухов», круглых и пятиугольных.

Декор всей колокольни очень богат: нижний четверик со всех сторон украшен фронтонами, а вверху его, у основания восьмерика, поставлены небольшие башенки. Восьмерик украшают три яруса ниш разной формы: полукруглые, квадратные и восьмиугольные. Под изящными, лёгкими арками звона колокольню опоясывает резной узорчатый карниз. Венчает сооружение небольшая шлемовидная главка.



Действие трилогии Александра Николаевича ОСТРОВСКОГО (1823-1886) «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдёшь, то и найдёшь)» происходит в Москве XIX века. Но, благодаря фильму Константина ВОИНОВА «Женитьба Бальзаминова» (1964 г.), в воображении всегда всплывают суздальские пейзажи.



«Белотелова
– Что ж ты мне жениха, скоро?

Красавина
– Скоро, красавица моя, скоро. Нельзя же вдруг! Ведь женихов у меня много, да всё не тот сорт. Для тебя я уж особенно займусь, хорошего тебе сыщу.

Белотелова
– Сыщи хорошего.

Красавина
– Уж ты будь покойна, это наших рук дело. Есть у меня один на примете, а рекомендовать боюсь.

Белотелова
– А что же?

Красавина
– Он бы и ничего, да дурашен, бог с ним.

Белотелова
– Очень дурашен?

Красавина
– Да таки порядочно. Да ты об этом деле не печалься; без мужа не останешься.

Белотелова
– Ну хорошо.

Красавина
– Веришь ты, я для тебя всей душой! Коли есть женихи на дне моря, я и со дна моря для твоего удовольствия достану. Да уж и ты меня не обидь.

Белотелова
– Я не обижу, я добрая.

Красавина
– Кто ж этого не знает! Весь свет знает. А это я к тому говорю, красавица ты моя писаная, что от кого же нам и жить-то, бедным сиротам, как не от вас, богатых людей? Вам жить да нежиться, а нам для вас служить. Ты сиди только да придумывай, а я уж для тебя все, окромя разве птичьего молока.

Белотелова
– Ничего не придумаешь.

Красавина
– Лень тебе, красавица моя, а то как бы не придумать. Я бы на твоем месте, да с твоими деньгами, такое веселье завела, таких чудес бы натворила, что ни об чем бы, кроме меня, и не разговаривали.

Белотелова
– А что ж бы ты сделала?

Красавина
– Да вот тебе первое. Коли не хочешь ты никуда ездить, так у себя дома сделай: позови баб побольше, вели приготовить отличный обед, чтобы вина побольше разного, хорошего; позови музыку полковую: мы будем пить, а она чтоб играла. Потом все в сад, а музыка чтоб впереди, да так по всем дорожкам маршем; потом опять домой да песни, а там опять маршем. Да так чтобы три дня кряду, а начинать с утра. А вороты вели запереть, чтобы не ушел никто. Вот тебе и будет весело.

Белотелова
– Весело, только хлопот много.

Красавина
– А ты мне прикажи, я все хлопоты на себя возьму. Я орел на эти дела.

Белотелова
– Ну хорошо, как-нибудь сделаем.

Красавина
– Да скорей бы! Хорошего дела никогда откладывать не должно!

Белотелова
– Не пойти ли нам в беседку?

Красавина
– Погоди! Посидим здесь; хорошо на воздухе-то. Поговорим об чем-нибудь для времяпровождения.

Белотелова
– Я уж не знаю, об чем говорить. Нет ли по Москве разговору какого?

Красавина
– Мало ли разговору, да всему верить-то нельзя. Иногда колокол льют, так нарочно пустую молву пускают, чтоб звончее был.

Белотелова
– Войны не слыхать ли?

Красавина
– Войны не слыхать. Тихо везде; по всей земле замирение вышло. Земля трясется местами, об этом слух есть; местах в трех трясение было.

Белотелова
– Нехорошо.

Красавина
– Что хорошего! Сама знаешь, писано есть об этом. Да вот еще, для всякой осторожности, надобно тебе сказать: шайка разбойников объявилась.

Белотелова
– Откуда ж они?

Красавина
– Из диких лесов, говорят. Днем под Каменным мостом живут, а ночью ходят по Москве, железные когти у них надеты на руки и все на ходулях; по семи аршин ходули, а атаман в турецком платье.

Белотелова
– Зачем на ходулях?

Красавина
– Для скорости, ну и для страху.

Белотелова
– Пойдем в беседку, посидим, закусим!

Красавина
– Пойдем! Какой у тебя аппетит, дай тебе бог здоровья, меня ижно завидки берут. Уж чего лучше на свете, коли аппетит хорош! Значит, весь человек здоров и душой покоен.

Уходят».

Источники: здесь + здесь
Tags: Архитектура, Барокко, Глава (архитектура), КУСТОДИЕВ Борис Михайлович, Кинематограф/телевидение, Кошки, Литература/цитаты, Москва/область, Осень, Островский А.Н., Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Русский национальный платок, Св. Николай Мирликийский/храмы, Суздаль/область, Чаепитие/чайник/самовар
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments