Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Художник Алексей Чернышёв. Биография.

► ЧЕРНЫШЁВ Алексей Филиппович (1824-1863) «Переправа на пароме». 1852 г.
Холст, масло. 46 x 70 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.




Художник Алексей ЧЕРНЫШЁВ прожил недолгую жизнь – всего 39 лет. Несколько картин, рисунки – вот всё, что он успел создать. Может быть, в этих работах даже не успел полностью раскрыться его «истинный и симпатичный талант», полный – по словам В.В. СТАСОВА – «юмора, наблюдательности и правдивого чувства».

Живописец родился в Оренбурге в солдатской семье и ещё в детстве проявил способности к рисованию. Он занимался под руководством старика-иконописца А.М. Ручьёва, позже у двоюродного брата – художника-самоучки А.И. Чернышёва. Оренбургский губернатор граф Василий ПЕРОВСКИЙ обратил внимание на талантливого юношу и в 1841 году отправил в Санкт-Петербург, где помог поступить в Академию художеств пенсионером Общества поощрения художников. В академии Чернышёв был учеником профессора Максима Никифоровича ВОРОБЬЁВА (1787-1855) и занимался пейзажем, но позднее основное внимание уделял изображению бытовых сцен.

Все наиболее значительные картины Чернышёва написаны в первой половине 1850-х гг. В это время в русской живописи уже утвердился бытовой жанр. Чернышёв воспринял от ВЕНЕЦИАНОВА «бесхитростное воззрение на натуру», интерес и любовь к своим персонажам – обитателям петербургских окраин, «бедным людям», которым посвятил раннюю повесть Фёдор ДОСТОЕВСКИЙ. Большое влияние оказал на формирующегося художника Павел Андреевич ФЕДОТОВ, картины которого во времена учёбы Чернышёва в Санкт-Петербурге были особенно популярны.

В 1848 году Чернышёв получил малую серебряную медаль за картину «Вид в Финляндии». Через год он награждён большой серебряной медалью за «Домашнюю сцену из финляндской простонародной жизни», а ещё через год удостоен малой золотой медали за картину «Прощанье уезжающего офицера с его семейством». В 1851 году выпущен из академии со званием классного художника и большой золотой медалью, присуждёнными ему за написанную по программе картину «Обручение».

► «Отъезд (Прощание уезжающего офицера с его семейством)». 1850 г.
Холст, масло. 68 x 86 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.




Особым успехом пользовались изящные рисунки, в которых проявлялась его тонкая наблюдательность. Они расходились в большом количестве по альбомам Высочайших особ и любителей художеств.

На картинах Чернышёва «Рынок в Петербурге» и «Уличные музыканты» столица николаевской России предстаёт не в парадном обличии холодных мраморных дворцов и широких проспектов. Петербург Чернышёва – город грязных улиц, убогих домов, город бедных тружеников.

► «Уличные музыканты». Эскиз. Конец 1840-х – начало 1850-х гг.
Холст, масло. 18 x 24 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.




В чём-то продолжая своих учителей и предшественников, он вместе с другими жанристами середины XIX века подготовил появление критического, социально заострённого искусства ПЕРОВА, САВИЦКОГО, МАКОВСКОГО и РЕПИНА.

В своих картинах Чернышёв не анализирует глубоко современную ему действительность, не выносит ей приговора. Но его правдивое искусство все равно является документом эпохи, раскрывает какую-то сторону общественной жизни России середины XIX века.

Одна из лучших работ художника – «Шарманщик». Картина словно является иллюстрацией к «Петербургским шарманщикам» Дмитрия ГРИГОРОВИЧА (1845). Вспомним, с какой симпатией рисует писатель одного из этих непременных участников столичных ярмарок и увеселений: «Звуки то заунывные, то весёлые вырываются из инструмента, оглашая улицу, между тем как взоры хозяина внимательно устремлены на окна домов; он прислушивается к малейшему крику, зову, и едва встречает приветливый взгляд, как тотчас ставит свою шарманку и начинает играть лучшую пьесу своего репертуара».

Героя картины Чернышёва тесным кольцом обступила любопытствующая публика. В толпе особенно выделяется фигура мальчика-подмастерья. Он увлечён созерцанием обезьянки в ярком мундире, сидящей на шарманке, и не замечает, что тарелка его вот-вот опрокинется – и тогда мальчика ждет, быть может, жестокий нагоняй от хозяина...

► «Шарманщик». 1852 г.
Холст, масло. 41,2 x 49,4 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.




Введённый своими опекунами в известные богатые дворянские семьи, Чернышёв делал много портретно-жанровых зарисовок, изображая семейные группы за столом, на прогулке. В конце 1840-х годов художник был приближен ко двору, и в качестве придворного живописца составил в 1849-1852 годах несколько альбомов с изображением членов царской семьи и придворного окружения. Особое место занимают те рисунки Чернышёва, которые содержанием и типажом похожи на федотовские (например «Сваха и модистка», 1840-е).

► «Великокняжеские игры». 1846 г.
Бумага, графитный карандаш, акварель. 22,5 х 30 см.

Слева направо изображены великий князь НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (старший) (1831-1891), великий князь МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ (1832-1909), неизвестный, обер-гофмейстер Василий Дмитриевич ОЛСУФЬЕВ (1796-1858) (в корыте) и флигель-адъютант граф Карл Карлович де ЛАМБЕРТ (1815-1865).



В 1847 и 1852 годах Алексей Филиппович несколько месяцев проводит на родине, где работает над созданием интересной графической серии с видами Оренбурга и сценами из жизни народов этого края. Здесь же художник познакомился со ссыльным Тарасом ШЕВЧЕНКО.

► «Обелиск на набережной Оренбурга». 1852 г.
Изображён памятник-обелиск императору АЛЕКСАНДРУ I в память освобождения города от воинского постоя, воздвигнут в 1822 году.



В 1853 году, пенсионером от Академии, Чернышёв отправляется в Италию. Там он пробудет семь лет и вернется за три года до смерти, с болезнью глаз и прогрессирующим душевным недугом, приведшим его в петербургскую лечебницу Штейна для душевнобольных.

Итальянский период – последний в его творческой биографии. Трудно было в это время русскому художнику воспринять итальянские красоты вне фильтра брюлловских открытий. Чернышёв не избежал общей участи брюлловского эпигонства; его дар – скорее дар восприимчивости, нежели самобытности. «Пастухи в Риме перед часовней» и «Сидящая итальянка с кувшином», «Пифферари, поющие и играющие перед Мадонной», «Нападение итальянских бандитов на дилижанс», «Нормандские рыбаки» (за последнюю картину ему было присвоено звание академика) – всё это мастерски выполненные подражания, типичные для академического салона.

Но в истории искусства Чернышёв остался ранними работами – незамысловатыми жанровыми картинками, согретыми лирическим чувством.

► «Вид в Сорренто». 1855 г.
Холст, масло. 41 x 52 см.
Тамбовская областная картинная галерея.




► «Русский художественный листок». 1952 г.



► «Площадь в Оренбурге».



► «Дом дворянского собрания на Николаевской улице Оренбурга».



► «Генерал-губернаторский дом на набережной Оренбурга».



По материалам сборников «Сто памятных дат. Художественный календарь» и «В мире прекрасного. Календарь».
Tags: Академизм, Александр I, ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович, ВОРОБЬЁВ Максим Никифорович, ГРМ, ГТГ, Григорович Д.В., Дети, Жанровая живопись/скульптура, Иллюстрации книжные/к произведениям, Италия, Кошки, Лошади, Михаил (сын Николая I), Николай (сын Николая I), Оренбург/область, Памятники, Парусники, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Петербург XIX века в живописи, Петербург/Петроград/Ленинград/область, Русский художественный листок, Собаки, ФЕДОТОВ Павел Андреевич, ЧЕРНЫШЁВ Алексей Филиппович, Шарманка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments