Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

«Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка»

В 1932 году музей Революции выпустил почтовую карточку с редкой репродукцией картины народного художника РСФСР Николая КАСАТКИНА «Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка». При этом из соображений нравственности обнажённую грудь молодой женщины целомудренно прикрыли сарафаном, к которому и припал носом щенок.

► КАСАТКИН Николай Алексеевич (1859-1930) «Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка». 1910 г.
Холст, масло.
Государственный центральный музей современной истории России (Центральный музей революции), Москва.






Николай Алексеевич Касаткин считается одним из ведущих мастеров русского реалистического искусства конца XIX – начала ХХ века. Впервые в истории традиционной живописи он создал своеобразную галерею образов городской бедноты, рабочих и революционеров-пролетариев, и при советской власти был одним из первых удостоен звания народного художника республики. Названия его работ говорят сами за себя: «Углекопы. Смена», «Семья рабочего», «Арестантки на свидании».

Николай Касаткин родился в семье художника-литографа. Ещё учась в училище в 1883 году за картину «Нищие на церковной площади» он был удостоен большой серебряной медали. В 1891 году художник становится постоянным участником Товарищества Передвижных Художественных Выставок, а в 1900 году за картину «В коридоре окружного суда» получает серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже. Многие его работы, например написанный с натуры этюд «Шахтёрка», занимают почётное место среди сокровищ русской живописи.

Картина «Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка» была написана в 1910 году. В широкие массы репродукция пришла благодаря почтовой карточке, выпущенной музеем Революции тиражом 100 000 экземпляров. Причём название картины помимо русского было указано ещё на пяти языках народов СССР. Так советское государство посредством работ мастеров реалистического искусства пыталось напомнить молодому поколению о былых ужасах царизма и крепостничества.

Действительно, что может быть чудовищней, чем изображение красивой молодой женщины, прикованной цепью в подвале, кормящей грудью барского щенка, а её собственный ребенок в это время лежит у неё в ногах? На открытках с репродукцией, вышедших в шестидесятых годах, всё так и воспроизведено. Но в тридцатые годы натурализм этой сцены показался советским идеологам чрезмерно откровенным, и обнажённая женская грудь была целомудренно прикрыта сарафаном, в который и жмётся носом щенок.

Отечественная история полна сцен издевательства помещиков над своими крепостными. В труде историка Василия Ивановича СЕМЕВСКОГО (1848-1916) «Крестьяне в царствование Екатерины II» (1881-1901) приводится историческое свидетельство о помещике, который приказал «жечь углями подошвы ног дворового за то, что тот утопил двух барских щенков, которых его жене было велено выкормить своею грудью».

Подобный сюжет мы находим и в очерке Владимира Галактионовича КОРОЛЕНКО (1853-1921) «В облачный день». Там помещик Панкратов женился на красивой крестьянке из своих крепостных, которая потом от него сбежала с офицером. С тех пор помещик возненавидел своих крепостных и полюбил собак. Построил для своих любимых десяти сук псарню вроде господского дома, и заставлял крепостных женщин вскармливать их щенят грудным молоком. Крестьянин Алексей, увидев, как его молодая жена вместо младенца вскармливает щенков, «примял» их, а барину заявил: «Ребенок, хоть и мужицкое дитя, всё у бога человеческая душа считается... а вы у бабы груди псиной пакостите...» И тогда взбешённый помещик толкнул его в кипящий котёл с собачьей похлебкой.

После Октябрьской революции Николай Касаткин активно включился в общественную жизнь страны: новая история требовала новых героев, новых типажей – художник вдохновенно пишет портреты комсомольцев и героев («Герой обороны СССР», «Комсомолка-пионервожатая»). В 1929 году в Москве прошла первая и единственная прижизненная персональная выставках работ мастера. Через год в музее Революции при объяснении одной из своих картин Касаткин нагнулся и упал, чтобы больше не подняться. Произведения Николая Алексеевича Касаткина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других музеях страны, но самая скандальная его работа, которой коснулась советская цензура, находится в Музее Революции.

Источники: здесь + здесь.


Tags: ГЦМСИР, Дети, КАСАТКИН Николай Алексеевич, Крестьянство, Почтовые марки/открытки, Собаки, Топ-25 LiveJournal здесь и в группах
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments