Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Айя-София. Часть 3 (104 фотографии)

Оригинал взят у vladimirdar в Айя-София - Собор Святой Софии в Стамбуле – внутренние пространства - второй уровень. Часть 3.

Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
Всего 104 фото

Мы продолжаем пребывать в величайшем храме христианства - константинопольской Айя-Софии. И теперь осмотрим галереи второго уровня Софийского собора и его удивительные фрески. Во время богослужений раннего христианского периода на галереях храма отводились места для женщин. Соответственно, здесь же располагалась ложа императрицы. Чтобы добраться до второго уровеня Айя-Софии мы поднимемся по историческому пологому пандусу ведущему к галереям Айя-Софии. Пандус выстроен пологим для того чтобы императрицу могли вносить к месту молитвы в паланкине. В конце второй части мы уже направились к этому пандусу. С него и продолжим наше исследование.

Вот этот портал справа в северной части собора и есть врата ведущие к пандусу. Портал устроен таким широким чтобы паланкин императрицы мог свободно повернуть при подъеме на ступенях и перемещаться к пандусу без препятствий с учетом еще и габаритов носильщиков.
02.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Как раз здесь вот на этих ступенях паланкин императрицы поворачивал вправо.
03.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Вообще же фото пандуса не часто появляются в сети, а жаль - потому как сам подъем на второй уровень собора по нему - отдельное маленькое приключение с погружением в глубь седых веков.
04.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Стоит только вообразить как императорский паланкин мерно поднимается к верхним галереям Айя-Софии... - ты сразу включаешься в исторический контекст Айя-Софии, если "не включился" до этого)
05.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Я постарался выложить больше фото этого удивительного сооружения для погружения во времена давно ушедших дней.
06.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Подниматься по пандусу довольно комфортно, гораздо легче чем просто по ступеням. Уклон устроен таким образом, что ты поднимаешься с удовольствием и еще предвкушаешь, - что же будет за следующим поворотом!?
07.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Давно не испытывал такого трепетного волнения. Как будто поднимаешься к чему-то светлому и высокому...
08.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Отполированные временем плиты пола пандуса добавляют в сознание мысли о том какое бесчисленное количество людей поднималось здесь по этим выложенных плинфой галереям почти за две тысячи лет.
09.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Но вот мы и на уровне галерей. Этот портал и видела императрица перед тем как ее паланкин внесут под своды второго этажа Айя-Софии.
10.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Императрицу сопровождали принцессы и фрейлины - во времена Юстиниана хоры предназначались исключительно для женской половины двора.
11.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
12.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
13.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
14.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Это было весьма светское место. Самая почетная часть хоров - в центре западной галереи, прямо напротив алтаря: круг из зеленого мрамора обозначает место, где стоял трон императрицы.
15.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
16.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
17.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
18.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
19.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
20.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Немного мешают полному обзору собора строительные леса слева...
Как раз все Это и видела прекрасная супруга императора с того места где стоял ее трон.
21.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
22.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Я не случайно упомянул "прекрасная". Красота для византийца была синонимом божественности. Супруга же императора олицетворяла Святую Софию и должна (обязана была - смайлик) была быть прекрасной по определению. Неслучайно была изгнана одна из византийских императриц, как раз не отличавшаяся выраженной человеческой красотой.
23.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

С трех сторон подкупольное пространство Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками.
Это правая сторона галерей.
24.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
25.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
26.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Вид на внутренние пространства Айя-Софии с хоров потрясает своим могучим и возвышенным образом.
27.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
28.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
29.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Это ракурс основного объема собора уже чуть правее.
30.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Отсюда можно хорошо рассмотреть место коронаций императоров.
31.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
32.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
33.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Однако нам в правую галерею где находятся уникальные мозаики Айя-Софии.
34.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Мы с вами в южной галерее.
35.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
36.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
37.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
38.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
39.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
40.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Невообразимая красота. Это всё смальтовая мозаика.
41.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Мраморные парапеты южной галереи.
42.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
43.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
44.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
45.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
46.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
47.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Первое слово что приходит в голову в эти моменты осознания, - "Поступь Времени".
48.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
49.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

За мраморным парапетом - красочное металлическое ограждение хоров южной галереи с характерным орнаментальным узором.
50.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Именно в южной галерее сохранились части великолепного мозаичного убранства XI-XII веков. Когда-то хоры сплошь были покрыты мозаиками на золотом фоне, но сохранилось всего несколько изображений.
51.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) - великолепный Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем.
52.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

"Деисус" означает "моление". Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого.
Нижняя часть мозаики разрушена, по преданию - крестоносцами.
53.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Удивительное ощущение. Иисус как будто видит тебя, твою истинную суть, а в его глазах глубочайший эмоциональный посыл принятия и веры в наш бренный Мир.
54.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Взгляните поглубже...
55.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Уже во время обработки фотографий я очень долго рассматривал с увеличением эти удивительные мозаики и пришел к однозначному заключению что на уровне мастерства выполнить эту восхитительную работу просто невозможно. Рукой мастера здесь явно водил Бог, если угодно...
56.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Образ Богородицы также потрясает.
57.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Сколько боли, принятия в этих глазах и во всем образе Девы Марии.
58.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Образ Иоанна Крестителя также одухотворен пониманием что ждет этот Мир и принятием его роли в божьем промысле...
59.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Удивительно волнуещее ощущение от его образа...
60.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

В южной галерее огорожена площадка где можно увидеть исторические мраморные полы этой галереи...
61.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
62.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
63.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

А прямо против Деисуса под плитой с латинской надписью "Henricus Dandolo" когда-то как раз и лежало тело одного из предводителей Четвертого крестового похода - венецианского дожа Энрико Дандоло по воле и интригам которого крестоносцы взяли и разграбили Константинополь в начале XIII века. Он умер в Константинополе в 1205 году и был погребен на хорах Софии, превращенной крестоносцами в католический собор. Когда Константинополь был взят турками, султан Мехмед велел вскрыть кости старого дожа и бросить их цепным псам. Какая однако ирония.
64.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

На стене над его могилой сохранился совсем маленький фрагмент мозаики закрытый сейчас листом пластика...
65.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Здесь же рядом справа совсем небольшая мозаичная икона Деисус.
66.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
67.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

В восточной части южной галереи сохранилось еще одно мозаичное изображение (около 1044 года). Перед престолом Христа склоняются императрица Зоя и ее супруг Константин Мономах. В руках августейшая чета держит символы благотворительности: кошель с деньгами и дарственную грамоту.
68.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Верхняя часть фигур хорошо сохранилась - тем больше бросаются в глаза грубо заделанные трещины вокруг головы Константина и лица Зои. Это следы переделок: мужская фигура изначально изображала не Константина, а предыдущего мужа Зои (всего их было трое).
69.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

А лицо самой императрицы было разбито, когда к власти ненадолго пришел ее пасынок, страстно ненавидевший мачеху. Когда Зоя, одна из немногих женщин, правивших империей, вернулась на престол, мозаику пришлось восстанавливать.
70.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
71.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Из экседры южной галереи можно увидеть практически на уровне глаз мозаичное изображение Богоматери с Иисусом в апсиде Айя-Софии.
72.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Это знаменитый вошебный мозаичный золотой фон в апсиде Айя-Софии.
73.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Также удобно с южной галереи рассмотреть мозаичные образы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Игнатия Богоносца в нишах северного тимпана патриарших покоев созданные около 878 года. Тип ликов буквально совпадает с образами в рукописях, выполненных в патриарших мастерских.
74.
Айя-София
Иоанн Златоуст

Фигуры столпообразны, исполнены достоинства, символические моменты укрупнены и подчеркнуты - это кресты на омофорах (одеяниях) святителей, огромные, трехмерно трактованные кодексы Евангелия в руках, демонстративно преувеличенные длани святых.
75.
Айя-София

А теперь мы оправляемся исследовать северную галерею собора.
Вот такой любопытный портал ведущий в центральную галерею из южной.
76.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
77.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Сейчас мы уже в северной галерее.
78.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

На стенах галереи можно найти мозаичные портреты другой императорской семьи: императора Иоанна Комнина и его жены Ирины, стоящих слева и справа от Богородицы (около 1120 года).
79.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Императрица была венгерской принцессой Пирошкой, что в переводе означает "красна девица", дочерью венгерского короля Ласло. Родилась она в городе Эстергоме в 1088 году. Замуж её выдали вопреки желанию. В Константинополе она приняла православие и в крещении получила имя Ирины.
80.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
81.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Здесь также все изысканно и красиво. Однако много интересных мест затянуто строительными полотнищами.
82.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Часть северного фасада Айя-Софии.
83.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
84.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Ну а теперь мы спустимся на первый уровень собора уже по другому пандусу находящемуся в северо-восточной части собора.
Здесь не менее интресно.
85.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Единственное отличие - пол пролетов пандуса тщательно обработан нарезкой из тонких длинных борозд. Очевидно это сделано для того, чтобы ступни носильщиков не скользили при спуске паланкина императрицы на первый уровень.
86.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
87.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Здесь более разнообразное внутреннее строения пандуса, множество арок, каменных решеток и присутствует центральная шахта вокруг которой и проходят пролеты этого пандуса.
88.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
89.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
90.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
91.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Здесь встречаются даже места захоронений святых и значимых исторических личностей. Конечно сейчас же эти каменные могилы пусты.
92.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
93.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
94.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Водосток...
95.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
96.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
97.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Вот и выход. Нам осталось осмотреть еще одну достопримечательность Айя-Софии.
98.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Туристы выходят через юго-западный выход собора. Когда-то в давние времена именно он был его основным входом.
99.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Тимпан юго-западного входа украшен мозаичной картиной, выполненной в середине X века, представляющей сидящую на троне Богородицу с младенцем Иисусом Христом на руках.
100.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.
101.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

По обеим сторонам трона Богородицы предстоят императоры:

Юстиниан I с моделью храма Святой Софии...
102.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

...Константин I, подносящий модель Константинополя...
103.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.


Композиция уже симметрична и напоминает деисусный чин.

Здесь же император и его сражи перед входом в Софийский собор оставляли свои мечи...
104.
Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Осмотр Айя-Софии мы закончили. Впечатлений у меня осталось чрезвычайно много. Выделить что-то отдельно здесь просто невозможно. Айя-София меня сильно изменила. Я даже не предполагал что так глубоко включусь в это необъятное благодатное энергетическое поле Айя-Софии, коснусь всего того, что вошло не только в мое сознание но и на бессознательный уровень. Это ощущается всецело и всеобъятно.

Пожалуй не охваченными подробно остались Базилика Феодосия, что была найдена археологами, как и множество ее архитектурных элементов, так и строения у Айя-Софии появившиеся в Оманский период. Таким образом в четвертой части мы осмотрим археологический музей Айя-Софии под открытым небом и попытаемся раскрыть ее тайны, что пока не удалось сделать полностью в предыдущих частях.

Источники:

Википедия и понемногу отовсюду.

Tags: Айя-София, Богородичные праздники/иконы/храмы, Деисус, Иисус Христос/Господские праздники/иконы, Интерьер храмовый/монастырский, Константинополь/Стамбул, Мозаика, Орнамент, Св. Иоанн Креститель, Турция, Храмы/монастыри
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment