Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Мотои Ямамото (Motoi Yamamoto). Размышления о жизни и смерти в инсталляциях из соли



Известный своими масштабными инсталляциями из соли японский художник Мотои Ямамото (Motoi Yamamoto) превратил свои размышления о жизни, смерти и возрождении в высокое искусство.

Он учился в колледже искусств в Канадзаве (Kanazawa College of Art) и занимался традиционной живописью. В 1996 году от рака мозга умерла его младшая сестра. «С того времени, - рассказывает художник, – в состоянии глубокой скорби я начал размышлять о том, что у меня было и что я потерял. Я начал создавать инсталляции, которые выражают мои мысли и чувства, как если бы это был дневник».



Соль в качестве материала была выбрана неслучайно. С древнейших времен она была неотъемлемой частью японских обрядов, связанных с оплакиванием и очищением тела и души. Соль берут с собой в святые места, используют в похоронных ритуалах и на строительных площадках при ритуальной закладке зданий (церемония Jichinsai), небольшие горки соли, насыпанные перед входом, защищают японские рестораны от злых духов, а борцы сумо разбрасывают её по рингу перед поединком.

Вначале Ямамото использовал соль именно в культурном контексте, но постепенно, погружаясь в общение с этим отнюдь не прозаичным материалом, художник пришёл к мысли о том, что соль - это физическое воплощение человеческой памяти, она способна исцелять от страданий и дарить возможность возрождения. Рисование солью стало для него формой медитации, путешествием в самое сердце воспоминаний - о сестре, о своем роде и, шире, обо всех живших и живущих.



Картины и скульптуры Ямамото, как будто вопреки воле автора, порождают собственные интенции и сами собой принимают форму бесконечных лабиринтов из замысловатых геометрических узоров (серия Labyrinth), комнат со щелями в стенах (Room), разветвленных корней дерева (Forest of Beyond), разрушенных лодок (Fountain оf Remembrance) или листьев сакуры (Sakura). Художник практически никогда не использует зарисовки или чертежи. Он не знает, в каком месте закончится его работа, им руководят его чувства, ощущение момента и условия среды, в которой он творит.

Инсталляции Ямамото говорят зрителю о реальности смерти. Но тем не менее они излучают медитативное умиротворение и похожи на искрящиеся ледяные чертоги, рассказывающие на языке орнамента о невыразимой тоске о вечности.

Красота и даже особая духовность картин и скульптур из соли Мотои Ямамото ощущается особенно остро от осознания их недолговечности. По окончании выставок шедевры мастера снова становятся обычной солью, которую он, часто с помощью зрителей, возвращает морю. Его «рукописи» растворяются и исчезают, как и все в нашем мире, а соль продолжает питать новые и новые жизни.

Floating Garden («Плавающий сад»)

Вот уже два года Мотои Ямамото снова и снова воссоздает инсталляцию Floating Garden на выставочных площадках США и Японии. С помощью обычной пластиковой бутылки, ситечка и воронки, кропотливо прорисовывая тончайшее кружево структуры, он насыпает монументальные солевые пейзажи, напоминающие атмосферные вихри или галактики. Каждый элемент геометрического узора, по словам мастера, символизирует воспоминание о каком-то дне или событии. Из повторения узора рождается орнамент, создающий спираль – символ возрождения.

125 кг поваренной соли, 110 часов работы. Floating Garden настолько велик (40-60 кв. м), что для того, чтобы оценить его в перспективе, зрители поднимаются на балконы или специальные смотровые площадки.





Forest of Beyond («Лес потусторонней жизни»)

Одну из саых впечатляющих инсталляций, Forest of Beyond (второе название - To the White Forest - «В белый лес») Мотои Ямамото создал к годовщине опустошивших Японию землетрясения и цунами 2011 года.




A Corridor to Remembrance, или Land of Meditation («Коридор, ведущий к воспоминаниям, или Земля медитации»)

Коридор, ведущий к воспоминаниям, выполненный в высоту человеческого роста, но слишком узкий для того, чтобы пройти сквозь него, оставляет зрителя за пределами манящего, но недостижимого царства, где раскрывается идея смерти. Инсталляция выполнена из кирпичей спрессованной соли и ржавых железных плит.



Utsusemi ("Бренный мир")

В инсталляции Utsusemi, сложенной из солевых кирпичей, Ямамото наблюдает за естественным процессом разрушения и распада. Здесь повторяется мотив непостижимости тайн жизни и смерти, обыгранный с помощью лестницы, по которой из-за трещины посередине нельзя ни подняться, ни спуститься.



Серия Labyrinth («Лабиринт»)

«Рисуя лабиринты, я иду по следам своей памяти. Воспоминания блекнут и стираются со временем. Но несмотря ни на что я ищу способы оживить драгоценные для меня моменты прошлого, которые нельзя ни описать, ни нарисовать».








Источник
Сайт художника

Tags: Инсталляция, Япония
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments