Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Пиотровский: просматриваются тенденции к созданию условий для перераспределения музейного фонда РФ

Внесены уточнения в закон о музейном фонде России

Недавнее, от 10 августа, постановление правительства о правилах передачи музейных предметов и коллекций из государственной части Музейного фонда музеям и другим организациям в безвозмездное пользование вызвало повышенный интерес.

Речь идет о законе о Музейном фонде России (1996 года), поправки к которому приняты в июле прошлого года (3.07.2016).

Обновленный закон вступил в действие с начала 2017 года. Августовское постановление за №960, о котором идет речь, уточняет порядок действия одной конкретной статьи этого закона, а именно статьи 16. Название ее звучит по-юридически длинно: "Управление музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации".

Поправки к ней были сделаны в июле прошлого года. Их суть сводилась к двум моментам. Прежде музейные предметы и коллекции (речь, напомню только о государственной части Музейного фонда страны) "закреплялись" за музеями и государственными учреждениями "на праве оперативного управления". Теперь управление этими музейными предметами и коллекциями "осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры и органами исполнительной власти субъектов РФ". Иначе говоря, не музеи, а министерство культуры "управляет" музейными коллекциями. Но понятно, что министерство, даже самое большое, не может управлять всеми музейными коллекциями страны. Поэтому термин "оперативное управление" исчез.

А что же государственные музеи? На каких юридических основаниях они будут хранить свои коллекции и работать с ними? В новой версии статьи 16 закона о Музейном фонде России им не передается функция управления от органов федеральной власти или субъекта федерации, как было раньше. Теперь музейные коллекции и предметы из государственной части Музейного фонда России, по статье 16, "могут передаваться в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям с разрешения федерального органа исполнительной власти в сфере культуры на основании соответствующих договоров в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".

Таким образом, вместо "оперативного управления" музеи, как "и другие организации", могут получают коллекции "в безвозмездное пользование" после заключения договоров. Ключевые слова тут, конечно, "могут" и "другие организации".

Нынешнее августовское постановление правительства и прописывает порядок заключения договоров.

Именно поэтому постановление вызвало такой интерес в профессиональной среде.

Комментарии дал президент Союза Музеев России, директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский и зам. директора департамента культурного наследия министерства культуры России Наталья Васильевна Чечель.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России:

Изменения в законе о музейном фонде обсуждались с музейщиками?


Михаил Пиотровский: Да, закон о музейном фонде обсуждался очень активно министерством культуры вместе с музейным сообществом. К сожалению, некоторые статьи закона оказались прямо противоположными тому, на чем настаивали музейные профессионалы. Например, электронный государственный каталог музейного фонда признается главным учетным документом для всех музеев.

Сейчас, в частности, идет речь о статье 16 закона о музейном фонде, откуда выпало понятие "оперативного управления". А рядом и вместо него в законе речь идет о "безвозмездном пользовании" музейными коллекциями музеями и другими организациями.

Разница в терминах принципиальна?

Михаил Пиотровский:
Это маленькая хитрость. Договор на безвозмездное пользование заключается на определенный срок. Он может быть прекращен. На мой взгляд, этот термин менее эффективен, чем "оперативное пользование" и закрепление коллекций в управление за музеем.

В статье не прописаны "другие организации". Может быть, речь идет о передаче музейных вещей из запасников крупных музеев в региональные?

Михаил Пиотровский:
Начнем с того, что музей - это живой организм. И для него запасник не менее, если не более важен, чем экспозиция. Кроме того, закон о музейном фонде охраняет музейные коллекции. По этому закону коллекция музея не может быть раздроблена, кроме случаев, когда она неправильно используется, либо когда музеи договорятся о передаче отдельных музейных предметов. Этот пункт сохранился в законе о музейном фонде.

Упомяну и о том, что практика 1920-х годов, когда перераспределялись коллекции и экспонаты из крупных центральных музеев и отправлялись в провинциальные музеи, была одной из трудных страниц в истории отечественных музеев. Не секрет, что в результате многие произведения погибли. Например, все, что было передано из Эрмитажа на Украину, погибло во время войны.

Тогда о каких "других организациях" идет речь?

Михаил Пиотровский:
Мне трудно об этом судить. Союз музеев России это беспокоит.

Только что в Костроме проходил Президиум Союза музеев, где мы говорили о ситуации с музейными фондами, с государственным каталогом, который подгоняет не компьютерный учет под музейную документацию, а музеи под компьютерный формуляр. Про отказ введения в оперативное управление целого ряда музейных экспонатов из вспомогательных фондов, которые министерство культуры отказывается содержать. А вспомогательные музейные фонды - это тоже музейные вещи, которые нужно беречь. А если нет финансирования, но может возникнуть вопрос - почему бы их сразу куда-нибудь не отдать. И тут есть механизм, каким образом это можно делать.

Это беспокоит, поскольку это дает возможность отдельным чиновникам министерства культуры решать судьбы музеев без достаточного количества согласований и ограничений.

Что входит во вспомогательные фонды?

Михаил Пиотровский:
Например, это могут быть документы и вещи, только что собранные, которые станут музейной ценностью через 10 лет. Музеи, работающие с современным материалом, часто с этим сталкиваются…

Об этом много писалось, говорилось. Я лично написал письма в министерство культуры по поводу документации и функционирования закона о музейном фонде.

Музейный фонд на самом деле это очень хорошая вещь в принципе. Но с другой стороны, именно наличие музейного фонда позволило в свое время распродавать коллекции Эрмитажа и нескольких других музеев в середине 1930-х годов. Потому что все решалось только органами государственной власти. Музеи ничего не могли поделать.

Но те времена, слава Богу, прошли.

Михаил Пиотровский:
Музейное пространство России в 1990-е годы сохранилось в том числе благодаря неплохим законам, которые в те годы помогли защитить музеи от разорения. Единственная категория государственного имущества, которая в эпоху перестройку почти не была разорена, это музейный фонд. Была еще Академия наук.

Надеюсь, что ошибаюсь, но сейчас просматриваются тенденции к созданию условий для перераспределения музейного фонда РФ - его государственной части, и возможного его облегчения. Мы составили единый государственный музейный каталог. Нам говорят, что, дескать, довольно много одинаковых вещей в разных музеях, зачем их столько… Кое-что можно отдать, продать, почему бы нет… Мы часто слышим разговоры, что в музеях у вас столько всего неважного, и почему бы это не облегчить.

Вызывает беспокойство парадоксальная ситуация, когда усиление бюрократии стимулирует психологическое отторжение от государственной системы обеспечения жизни культуры и ее учреждений и далее - облегчает приватизацию.

Комментарий министерства культуры РФ

Чем вызвана необходимость постановления?

Наталия Чечель:
Постановление предусмотрено статьей 16 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в редакции от 03.07.2016).

В соответствии с законодательством одновременно действуют 2 порядка передачи музейных предметов, являющихся государственной собственностью и включенных в состав государственной части Музейного фонда РФ в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям.

Один порядок регламентируется статьей 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

До вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 357-ФЗ передача музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в федеральной собственности регламентировалась статьей 5 Положения о Музейном фонде Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 № 179).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российский Федерации" (в редакции от 03.07.2016) Минкультуры России уполномочено на утверждение Положения о Музейном фонде Российской Федерации (п. 5.2.11 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590 в редакции от 20.12.2016).

В связи с вышеизложенным, Постановление Правительства от 12.02.1998 № 179 подлежит отмене, часть его положений перенесена в Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ (в редакции от 03.07.2016).

При этом, порядок передачи музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в федеральной собственности и включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, определен частями 4, 5 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 357-ФЗ.
Форма трехстороннего договора, предусмотренная частью 6 статьи 2 определена Приказом Минкультуры России от 05.05.2009 № 226, он продолжает действовать.

Второй порядок регламентируется статьей 16 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в редакции от 03.07. 2016) и определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2017 № 960 "Об утверждении Положения о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям".

В порядке, установленном указанным постановлением передаются:

1. культурные ценности, конфискованные правоохранительными органами, культурные ценности обращенные в доход государства решением суда, а также предметы, приобретенные за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации; после вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 №357-ФЗ.

2. археологические предметы, являющиеся государственной собственностью в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 25.06. 2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при передаче муниципальным музеям. (За государственными музеями археологические предметы закрепляются на праве оперативного управления).

3. музейные предметы, являющиеся государственной собственностью и переданные в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и организациям по трехсторонним договорам (приказ Минкультуры России от 05.05.2009 № 226) в случае реорганизации и/или ликвидации музея.

Форма двухстороннего договора регламентируется приказом Минкультуры России, который планируется к утверждению в течение августа-сентября 2017 года.

Обращаю внимание, что музейные предметы, приобретенные за счет средств учредителя, закрепляются за музеями на праве оперативного управления в соответствии с ГКРФ и федеральным законом № 54-ФЗ.

Таким образом, одновременно в музеях субъектов Российской Федерации (государственных) могут находится предметы:

- в оперативном управлении (переданы учредителем- субъектом РФ);

- в безвозмездном пользовании - предметы, являющиеся федеральной собственностью (передаются Минкультуры России).

В муниципальных музеях (негосударственных) могут находится предметы:

- в оперативном управлении (переданы учредителем - органом местного самоуправления);

- в безвозмездном пользовании - музейные предметы, являющееся собственностью субъекта РФ (передаются Правительством субъекта РФ),

- в безвозмездном пользовании - музейные предметы, являющиеся федеральной собственностью (передаются Минкультуры России).

Идет ли речь о выставках или о передаче части работ из запасников в региональные музеи?

Наталия Чечель:
Нет, не идет. При осуществлении выставочной деятельности музейные предметы передаются во временное пользование, а не в безвозмездное пользование, следовательно, действие Постановления № 960 на них не распространяется.

Какие организации, кроме музеев, подразумеваются под "другими"?

Наталия Чечель:
В соответствии со статьей 2 Постановления № 960 - это организации, использующие музейные предметы в целях осуществления просветительской, научно-исследовательской, и образовательной деятельности, а также осуществляющие учет, хранение, изучение и публичное представление музейных предметов. Например, музеи вузов.

Источник

Tags: ГБУК ГМП «ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР» - НОВОСТИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments