Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Картина Вильгельма Котарбинского, которую никто не видел 90 лет

► КОТАРБИНСКИЙ Вильгельм Александрович (1848-1921) «Оргия».
Холст, масло. 300 х 500 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


Вильгельм Котарбинский – известный украинский художник польского происхождения, яркий представитель эпохи модерна. Котарбинский увлекался историческими и мифологическими сюжетами. Был одним из художников, которых в 1885 году Адриан ПРАХОВ пригласил для росписей Владимирского собора в Киеве.

Картина «Оргия» была написана в Киеве и приобретена Музеем Александра III.

«Котарбинский станет настоящим открытием выставки, ведь его работу никто не видел больше 90 лет, – говорит Павел КЛИМОВ, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX - начала XX века. – Хотя он живописец не первого плана, но это интересный, эффектный художник. «Оргия» из всех его станковых работ самая значительная. Изучали Котарбинского мало, и выставка, надеемся, вызовет желание изучить его творчество детальнее».



В рамках реставрационной подготовки художественной выставки «Пленники Вечного города», посвящённой творчеству Г.И. СЕМИРАДСКОГО (1843-1902) и колонии русских художников в Риме, которая откроется в залах Русского музея в конце 2017 года, была впервые, после многолетнего хранения на валу, раскатана и осмотрена реставраторами картина В.А. КОТАРБИНСКОГО (1848-1921) «Оргия» (Ж-5737, размер 300 х 500 см).



Лицевая сторона была полностью заклеена толстой пожелтевшей и окислившейся от времени обёрточной бумагой, изображение сквозь которую не просматривалось. Поэтому без удаления бумаги судить о состоянии сохранности картины было просто невозможно.



В архиве Русского музея хранятся два интересных документа, раскрывающих причину этой странной заклейки. Первый – «Акт реставрационного осмотра картины "Оргия"», датированный 27 января 1926 года. Он говорит о том, что в результате осмотра картин, находившихся на валу, было обнаружено, что на картине «Оргия» имеются «признаки осыпания верхних слоёв живописи от нижних слоёв». Специалисты отмечают, что «так как все осыпания и признаки осыпания замечены на прежнем слое краски и все носят для сохранности картины особенно угрожающий характер, картину необходимо в виде временной меры укрепления проклеить осетровым клеем и заклеить бумагой».

Второй документ – «Протокол реставрационной комиссии Русского музея» от 30 января 1927 года, которая принимает выполненную работу – «Укреплены угрожающие осыпанием в нескольких местах картины куски живописи осетровым клеем. Картина заклеена бумагой. После высыхания заклейки картину закатать на вал».



К сожалению, «временная» заклейка красочного слоя обёрточной бумагой продлилась более 90 лет.

Сейчас даже на основании предварительного внешнего осмотра стало понятно, что состояние сохранности красочного слоя может быть очень проблемным – на всей лицевой поверхности видны полые пузыри отставания бумаги, а исследование краёв картины показало, что бумага, к сожалению, отслаивается вместе с фрагментами верхнего красочного слоя.

Для определения точного состояния красочного слоя на небольшом контрольном участке живописи были выполнены пробные удаления приклеенной бумаги. Это позволило составить представление как об общем состоянии лицевой поверхности картины, состоянии красочного слоя, уровне адгезии клеевого слоя, так и разработать план необходимых реставрационных мероприятий для её приведения в экспозиционный вид.



На основании этой предварительной работы стало понятно, что авторская живопись многослойная и связь между этими слоями нарушена. Особенно это касается тонкого верхнего завершающего живописного слоя. В результате этих проблем, в период бытования картины на ней стали появляться значительные осыпи и расслоения верхнего красочного слоя. Для предотвращения дальнейшего процесса разрушения красочного слоя, поверхность была сплошь заклеена бумагой. При этом, для укрепления красочного слоя, вместо традиционной для таких работ папиросной бумаги использовалась обёрточная весьма низкого качества. Однако эта мера не только не решила существующую проблему, но и усугубила её, поскольку толстая непластичная бумага и использование жёсткого клея сильной концентрации вызвало усиление отслоения верхнего красочного слоя, так как его сцепление с бумагой стало сильнее, чем сцепление с нижними слоями живописи.

Таким образом, первой необходимой мерой для обеспечения сохранности живописи является срочное удаление бумаги с одновременным устранением очагов расслоения красочных слоев. Причём, учитывая специфический характер этой бумаги (её значительную толщину и хрупкость, вызванную окислением) и достаточно крепкий клей, на который была произведена заклейка, традиционное удаление влажным способом будет небезопасно для красочного слоя.

Необходимо выполнять послойное утоньшение бумаги до полупрозрачного состояния, которое позволит оперативно выявлять наличие отслоений красочного слоя на каждом конкретном участке и выбирать подходящий способ дальнейшей работы по укреплению живописи и удалению остатков бумаги.



Только после этого необходимо будет удалить затёки и сгустки старого побуревшего карамелизированного клея в фактуре красочного слоя, так как они создают активное поверхностное натяжение и будут провоцировать дальнейшие процессы расслоения красочного слоя, а также меняют авторское цветовое решение.

Затем необходимо будет провести полное укрепление красочного слоя с глубинной пропиткой.

Авторские кромки необходимо усилить путем дублирования к ним реставрационных кромок с предварительной заделкой мелких прорывов холста и, после этого, натянуть картину на новый специально заказанный деревянный подрамник.

Учитывая значительное количество утрат красочного слоя, обнаруженное на контрольном участке, можно сделать вывод о необходимости в дальнейшем, после технической реставрации выполнить серьезную живописную реставрацию.



Эта сложная работа была поручена группе реставраторов в составе: Марат ДАШКИН (руководитель проекта), Наталия РОМАНОВА и Мария СОЛДАТЕНКОВА.




Источники: здесь + здесь

► «Оргия». Уменьшенная авторская копия одноименной картины, хранящейся в ГРМ.
Холст, масло. 69 x 109 см.
Донецкий областной художественный музей.




Tags: 1920-е, ГРМ, ДОХМ, Италия, КОТАРБИНСКИЙ Вильгельм Александрович, Модерн, Реставрация, Рим
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment