morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

В Исаакиевском соборе символ Святого Духа надолго покинул своё место



В Исаакиевском соборе нет классического изображения Святой Троицы. Однако все Ипостаси Троицы выделены и расположены на одной прямой – между западной стеной и восточной. Бог Отец и Бог Сын изображены художниками Фёдором БРУНИ (роспись «Творец благословляет свои творения» в люнете на западной стене) и Генрихом фон ГЕССОМ (запрестольный образ – витраж с изображением воскресшего Господа Иисуса Христа). Символ Святого Духа расположен между Ними, в центре собора, в куполе. В Новом Завете описаны видимые явления Святого Духа: в виде голубя в рассказе о Богоявлении и в виде пламенных языков при Сошествии на апостолов в день Пятидесятницы. В куполе Исаакиевского собора укреплена скульптура парящего голубя.

Мой рассказ (и вопрос) об этой скульптуре.

Свод купола собора украшен росписью «Богородица во славе» кисти Карла БРЮЛЛОВА. Именно об этой работе художник в пылу вдохновения восклицал: «Мне тесно, я бы теперь расписал небо!» Богородица изображена восседающей на золотом троне в окружении святых небесных покровителей Дома Романовых. Её взор устремлён вверх, к символу Святого Духа – скульптуре парящего голубя.



Скульптура выполнена «лепного дела мастером» Иваном ДЫЛЕВЫМ. Братья Дылевы Иван и Тимофей были выходцами из крепостных, не имели художественного образования, но прошли великолепную практическую школу под руководством знаменитого скульптора Ивана ВИТАЛИ. Лепные работы Дылевы выполняли не только в Исаакиевском соборе, но и в Зимнем дворце, Большом Кремлёвском дворце.

Скульптура голубя была выполнена из меди в 1850 году на заводе БЕРДА в Петербурге. Сияние скульптуре придаёт слой серебра, нанесённый гальваническим способом. Размеры голубя следующие: от клюва до хвоста 1,65 м, размах крыльев 2,06 м, высота 0,75 м, вес 84 кг. Скульптура состоит из трёх выколоченных и гальванопластических деталей (туловище и два крыла), скреплённых винтами.

Купол Исаакиевского собора состоит из трёх взаимосвязанных частей: внутренней сферической (с росписью Брюллова), средней конической (эта часть зрителю не видна ни с улицы, ни из зала) и наружной параболической (позолоченной). Скульптура голубя укреплена на высоте 86,5 м в верхней точке наружного купола, под фонариком.



Исаакиевский собор был освящён в 1858 году и на протяжении 70 лет голубь парил над залом собора. В 1928 скульптура была демонтирована, а в 1931 году в центре собора установили маятник для демонстрации опыта французского физика Жана ФУКО. Скульптура голубя не была убрана в запасники музея, а находилась в зале на специальном постаменте. К 1989 году её отреставрировали и вернули под купол храма.

► Интерьер Исаакиевского собора. 1960 год. Фотограф Илья Абрамович НАРОВЛЯНСКИЙ.



Как сказано на официальном сайте музея, «в связи с реставрационными работами, которые в настоящее время ведутся в фонарике Исаакиевского собора, возникла техническая необходимость демонтировать скульптуру голубя. 30 августа 2017 года фигуру опустили на уровень пола и переместили на хранение в алтарь придела святой Екатерины. В период хранения предполагается провести со скульптурой ряд работ – обеспыливание, промывка водой, протирка, сушка, покрытие специальным защитным составом и располировка вручную бязью. Возвращение голубя на место экспонирования планируется осуществить 10 декабря 2018 года».

У меня возник вопрос – а куда должен «лететь» голубь?

В 1859-м, на следующий год после освящения собора, фотограф Амбруаз РИШБУР сделал несколько фотографий храма, в том числе свода купола. Ришбур работал в особой технике – гелиографии (получении фотографического оттиска на литографском камне), она позволяла создавать исключительно чёткие отпечатки даже самых плохо освещённых объектов. В те времена интерьер Исаакиевского собора практически всегда был в полумраке. Съёмка Ришбура купола с роспись Брюллова – один из самых интересных памятников ранней фотографической эпохи. И на этом отпечатке голубь «летит» с востока на запад (от алтаря к западной стене).

В 1989 году при монтаже скульптуру развернули, «полёт» голубя направили на восток, к алтарю.




Возникает вопрос – а как правильно? Или расположение не важно? Напомню, что на западной стене изображён Бог Отец, на востоке – витраж с изображением Бога Сына.

Святой Дух – Одно из Лиц Пресвятой Троицы, Он предвечно исходит от Отца. На иконах Новозаветной Троицы символ Святого Духа (голубь) изображается «летящим» от Отца. Например:

► РОЖНОВ Фёдор Никитин «Троица Новозаветная». Конец XVII в.
Дерево, левкас, темпера. 31,5 х 26,9 см.
Частное собрание.
► «Троица Новозаветная». Середина-вторая половина XVII в.
Дерево, темпера. 48 х 39 см.
Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль».




► «Троица Новозаветная (с коронованием Богоматери и избранными святыми)». 1780 г.
Дерево, темпера. 59 х 44 см.
Монастырь Пантократор, Афон.
► ОСИПОВ (Игнатьев) Василий. «Троица Новозаветная (Сопрестолие)». 1679-1680 гг.
Дерево, темпера. 156,5 х 98,4 см.
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь».




Следуя этой логике, скульптура голубя в куполе Исаакиевского собора должна быть направлена головой от изображения Бога Отца, т.е. в XX веке советские реставраторы символ установили правильно.

► Фоторепортаж о том, как снимали скульптуру:
















Статья на сайте музея-памятника «Исаакиевский собор»
Иконы на сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Tags: 1850-е, 1960-е, 1980-е, XIX век, Афон, БРЮЛЛОВ Карл Павлович, ГМЗ «Ростовский кремль», Глава (архитектура), Интерьер храмовый/монастырский, Исаакиевский собор, КГИАХМЗ, Коронование Богоматери (икона), Маятник Фуко, НАРОВЛЯНСКИЙ Илья Абрамович, РИШБУР Пьер Амбруаз, Реставрация, Святая Троица/иконы/храмы, Топ-25 LiveJournal здесь и в группах, Фотография XIX-нач.XX века
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments