Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Паровоз «У-127» - Чёрная вдова

► ЛИТВИНСКИЙ Ярослав (р. 1987) «Паровоз У-127». 2016 г.
Холст, масло. 60 х 80 см.




Паровозы серии «У» для пассажирских поездов производились Путиловским заводом Санкт-Петербурга для Рязано-Уральской, а затем для Николаевской, Юго-Западной, Привислинской и Ташкентской дорог в период с 1906 по 1912 годы. Первая машина данной серии была построена в конце 1906 года и в марте 1907 отправлена на Рязано-Уральскую магистраль.

Новые паровозы могли развивать скорость до 105 км/ч и имели четыре цилиндра. Цилиндры высокого давления располагались снаружи рамы и были связаны со средней движущей осью, а цилиндры низкого давления располагались внутри рамы и приводили в движение первую коленчатую ось. Внутренние колена первой движущей оси располагались противоположно наружным кривошипам, поэтому ходовая машина не требовала тяжёлых противовесов. У паровозов был очень спокойный ход при высоких скоростях. При этом вредного влияния на слабый рельсовый путь обнаружено не было. В 1910 году были проведены опыты, которые показали, что паровоз серии «У» удовлетворительно работал при отсечках в цилиндрах высокого давления не более 0,3. При больших выпусках мощность паровоза оказалась недостаточной. При высокой нагрузке паровоз «бросал воду». Результаты опытов послужили поводом переделки конструкции паровоза и появления паровозов серии «Уу». Так, в конструкцию паровоза были внесены изменения: усилен котёл, поставлен пароперегреватель, увеличен диаметр малых цилиндров.

Всего за годы постройки было собрано 63 единицы паровозов серий «У» и «Уу». До наших дней дошёл только один образец машин данной серии – «У-127». Он размещён в музее Московской железной дороги на Павелецком вокзале столицы и объявлен объектом культурного наследия федерального значения.

История паровоза очень интересна и до сих пор порождает множество легенд и будоражит умы теми трагическими событиями, которые произошли в жизни людей, так или иначе связанных с этой машиной.

Свою историю паровоз начал в 1910 году, когда из цехов Путиловского завода его отогнали на Ташкентскую железную дорогу для работы на пассажирских маршрутах. Тогда ему дали обозначение П127 («пассажирский), а в 1912, согласно единой системе обозначения серий, – У127 («уральский»).

В 1917 году «У-127» попал в зону боевых действий, проходивших в Северном Казахстане, и получил небольшие повреждения. Паровоз не утилизовали, а отправили на ремонт из Оренбурга в Москву.

В пути машинисты, занимавшиеся перегонкой паровоза, заболели бушевавшим в те годы по всему миру смертельным гриппом «Испанка». По прибытии в Москву паровоз временно поставили под забором депо Рязано-Уральской железной дороги. Буквально на следующую ночь в кабину залезли на ночлег бродяги, заразились смертельной болезнью и умерли. Вероятно, случаи со смертельным исходом были не единичные, так как было решено провести полную дезинфекцию – кабину засыпали хлоркой, а всё, что находилось в ней и не имело отношение к функционированию машины – сожгли.

Страшная история начала постепенно забываться и, наперекор дурной славе, в 1923 году на одном из коммунистических субботников работники депо приняли решение о восстановлении «У-127». Паровоз довели до рабочего состояния, перекрасили в красный цвет, на тендер нанесли надпись «Беспартийные в ногу с коммунистами, смело вперёд к светлому будущему! Выпущен из среднего ремонта беспартийными рабочими депо. К 6-летнему юбилею ячейки РКП ст. Москва Р.Ур.ж.д. 12 мая 1923 года».

► Паровоз У127 в локомотивном депо Москва Рязано-Уральской железной дороги сразу после ремонта (1923 год). Архив депо Москва Р.У. жд. Альманах «ЖД-коллекция № 1».


В том же месяце на общем собрании коллектива при передаче отремонтированной машины в эксплуатацию старшим машинистом паровоза был назначен Владимир ЛЕНИН, а локомотиву присвоено название «Красный». Работающие на нём бригады формировались только из членов ВКП(б). Ленину в Кремль сообщили о назначении официальным письмом от рабочих, но как отреагировал вождь пролетариата на столь почётную миссию не известно. Несмотря на ремонт и новый статус паровоза, трагические события вокруг него продолжились.

Через восемь месяцев – 21 января 1924 года – в Горках после долгой болезни Владимир Ильич скончался. Спустя два дня в Москву его тело было доставлено в багажном вагоне №1691 на Павелецкий вокзал. Тянул траурный состав «У-127», которым управляла локомотивная бригада из депо Москва. В состав бригады входили: машинист ЛУЧИН, помощник машиниста ГАВРЮШИН и кочегар ПОДВОЙСКИЙ. После этого исторического рейса в кабине паровоза появилась мемориальная табличка и большой портрет Ленина в траурной рамке.

В будущем «У-127» станет одним из самых известных советских паровозов, и его история обрастёт легендами. Одной из них станет утверждение, что паровозом траурного поезда управлял не кто иной, как Иосиф СТАЛИН.

Но конце 1920-х локомотив перекрасили в обычный для железных дорог зелёный цвет, была закрашена даже памятная надпись. От остальных паровозов серии он отличался лишь самодельной памятной табличкой о траурном поезде. Среди работников депо «У-127» неофициально стали называть «Чёрной вдовой» или «Генеральской вдовой». Александр БЕРНШТЕЙН (автор ряда книг и публикаций по истории локомотивостроения) описывает, что доходило до того, что многие впоследствии сравнивали «проклятие паровоза» с «проклятием Тамерлана».

Наступил 1937-й год. Машину сняли с эксплуатации и решили передать в музей. Реконструкцией внешнего облика паровоза по указанию тогдашнего наркома путей сообщения Алексея БАКУЛИНА занялся лично Матвей ЛУЧИН. Паровоз вновь был перекрашен в красный цвет, по фотографиям восстановили памятную надпись на тендере. Помимо этого, были убраны оставшиеся отдельные имперские элементы, в том числе двуглавый орёл с таблички на сухопарнике (следы от зубила сохранились до настоящего времени). По мистической легенде, именно Лучин сбил с паровоза имперский герб и этого «У-127» ему не простил. Вскоре машинист был арестован и расстрелян. Чуть позднее расстреляли и наркома.

«У-127» превратился в первый памятник-паровоз в стране. Его поставили в конце крайнего тупика депо Москва-Павелецкая и обнесли массивной цепью. В октябре 1941 года «У-127» и багажный вагон №1691 эвакуировали в Ульяновск и вернули на прежнее место лишь после окончания войны. Ещё несколько лет паровоз простоял под открытым небом.

22 января 1948 года у Павелецкого вокзала был торжественно открыт музей-павильон «Траурный поезд В.И. Ленина», который серьёзным образом был реконструирован и расширен в начале 80-х. С распадом СССР был закрыт музей В.И. Ленина, к которому относился музей-павильон. В 2001 году павильон перешёл в собственность музея Московской железной дороги, а в 2011 состоялось торжественное открытие отреставрированного здания, в котором отныне разместилась основная экспозиция музея столичной магистрали.

►УСЫПЕНКО Юрий Фёдорович (р. 1946)
«На защиту революции». 1980-е гг. «На защиту революции». 1982 г.





Источник + Википедия

Tags: 1910-е, 1920-е, 1930-е, Горы, Железная дорога/вокзалы, Живопись 1980-х, Живопись ХХI в., Живопись вт. пол. XX в., Ленин В.И./лениниана, Москва/область, Начало XX века, Первая половина XX века, Репрессии в СССР, Россия 1917-1922 годов, Середина XX века, Сталин И.В./сталиниана, Тамерлан, УСЫПЕНКО Юрий Фёдорович, Эпоха СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments