morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Categories:

Крылья холопа

► ВИЛКОВ Николай Михайлович (1921-1991) «Крылья холопа». 1947 г.
Холст, масло. 121 х 192,4 см.
Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода».




В рассказе Евгения Николаевича Опочинина (1858-1928) «Бесовский летатель» «смерд Никита, холоп боярского сына Лупатова» пришёл к Ивану Грозному в «страшную слободу» (Александровскую) с мечтой крылья сделать. (В тексте главный герой одновременно и смерд, и холоп – на то она и сказка).

«И тёмной, непроглядной ночью стояло перед Никиткой будущее: имет веру Грозный его словам – будет ему великое жалованье, избудет он неволи-холопства, будет жить в чести и богатстве, не имет – застенок и плаха... А жалко помирать в молодых летах! Хорошо на белом свете, на земле, особливо весной...»

Взлетел молодой холоп на крыльях, но был казнён: «И отрубили голову на плахе смерду Никитке за то, что «творил противу естества, от нечистой силы». Лежа под топором, он все порывался оборотиться лицом к небу. А там, в голубой бездонной вышине, летели журавли и курлыкали свою вольную песню... «Бесовскую выдумку» тут же, на поле, спалили огнём».

На картине Николая ВИЛКОВА изображена заснеженная площадь Александровской слободы. Никита слетает с самой высокой церкви-колокольни Алексея Митрополита, переименованной позднее в Распятскую церковь.

С начала XX в. сюжет о полёте Никиты, без атрибуции к Опочинину, начал попадать в различные статьи об авиации как «легенда» и обрастать новыми домыслами. Этому способствовало то, что книги Опочинина в советское время почти не переиздавались. Со временем фрагменты из «Бесовского летателя» начали выдавать за цитаты из некой летописи или царского указа, а полёт Никиты – за реальное историческое событие. Дошло до того, что Анатолий ФОМЕНКО использовал историю как аргумент, пытаясь доказать, будто Иван Грозный и римский император Нерон – одно лицо. Историю холопа Никиты также часто смешивают с мифическим «полётом Крякутного».

► ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899-1969) «Никитка – первый русский летун». 1940 г.
Холст, масло. 389 х 288 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.



Считал Никиту реальным персонажем и художник Александр ДЕЙНЕКА. Сам автор писал о своей работе: «В живописи прошлого мало картин, говорящих о смелых делах простого люда. Народные сказки говорят о ковре-самолёте, старые летописи глухо упоминают о безымянных смельчаках-холопах, которые мастерили крылья, желая парить над землей. Удивительно равнодушие художников прошлого к замечательной, по существу, судьбе Никитки: о нём ни одной картины не написано! ...Я стремился показать всё разнообразие чувств людей, видящих такое необычное для того времени явление: злобу и страх одних, неприязнь других, сочувствие и восторг третьих».

На картине изображена колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Крестителя в Толчкове (Ярославль, кон. XVII- нач. XVIII в.).

► КОРЖЕВ Гелий Михайлович (1925-2012) «Егорка-летун». 1976-1980 гг.




Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ «Баллада о крыльях» (из поэмы «210 шагов»):

Мужичонка-лиходей, рожа варежкой,
Дня двадцатого апреля, года давнего,
Закричал вовсю в Москве, на Ивановской,
Дескать, дело у него. Государево!

Кто такой?
Почто вопит?
Во что верует?
Отчего в глаза стрельцов глядит без робости?
Вор — не вор, однако, кто ж его ведает?
А за крик держи ответ по всей строгости!
Мужичка того недремлющая стража взяла.
На расспросе объявил этот странный тать,
Что клянётся смастерить два великих крыла
И на оных, аки птица, будет в небе летать.
Подземелье, стол дубовый и стена на три крюка.
По стене плывут, качаясь, тени страшные...
Сам боярин Троекуров у смутьяна мужика,
Бородой тряся, грозно спрашивает:
— Что творишь, холоп?
— Не худое творю!
— Значит, хочешь взлететь?
— Даже очень хочу!
— Аки птица говоришь?
— Аки птица, говорю!
— Ну, а как не взлетишь?
— Непременно взлечу!

Был расспрашиван холоп строгим способом.
Шли от засветла расспросы и до затемна.
Дыбой гнули мужика, а он упорствовал:
«Обязательно взлечу!.. Обязательно!..»
— Вдруг и вправду полетит, мозгля крамольная?
Вдруг понравится царю потеха знатная?
Призадумались бояре и промолвили:
«Ладно. Что тебе, холоп, к работе надобно?»

Дали всё, что просил, для крылатых дел:
Два куска холста, драгоценной слюды,
Прутьев ивовых, на неделю еды,
И подъячного, чтоб смотрел-глядел.
Необычное мужичок мастерил:
Вострым ножиком он холст кромсал,
Из белужьих жабр хитрый клей варил,
Прутья ивовые в три ряда вязал.
От рассветной зари до тёмных небес
Он работал и не печалился.
Он старался — чёрт! Он смеялся — бес!
«Получается!.. Ой... получается!!!»

Слух прошёл по Москве:
— Лихие дела!
— Мужичонка?
— Чтоб мне с места не встать!
— Завтра в полдень, слышь?
— Два великих крыла...
— На Ивановской!
— Аки птица, летать?

— Что? Творишь, холоп?
— Не худое творю...
— Значит, хочешь взлететь?
— Даже очень хочу!
— Аки птица, говоришь?
— Аки птица, говорю!
— Ну, а как не взлетишь?!
— Непременно взлечу!

Мужичонка-лиходей, рожа варежкой,
Появившись из ворот, скособоченный,
Дня тридцатого апреля, на Ивановскую
Вышел — вынес два крыла перепончатых.
Отливали эти крылья сверкающие
Толи кровушкою, толи пожарами.
Сам боярин Троекуров, со товарищами,
Поглазеть на это чудо пожаловали.
Крыльев радужных таких земля не видела.
И надел их мужик, слегка важничая.
Вся Ивановская площадь шеи вытянула...
Приготовилася ахнуть вся Ивановская!

Вот он крыльями взмахнул,
Сделал первый шаг...
Вот он чаще замахал,
От усердья взмок...
Вот на цыпочки привстал...
Да не взлеталось никак.
Вот он щёки надул,
Да взлететь не смог!
Он и плакал, и молился, и два раза вздыхал,
Закатив глаза, подпрыгивал по-заячьи.
Он поохивал, присвистывал и крыльями махал,
И ногами семенил, как в присядочку...
По земле стучали крылья,
Крест мотался на груди,
Обдавала пыль вельможного боярина.
Мужичку уже кричали:
«Ну чего же ты?! Лети!!!
Обещался, так взлетай, окаянина!!!»
И тогда он завопил:
«Да где ж ты?!! Господи!!!»
И купца задел крылом, пробегаючи.
Вся Ивановская площадь взвыла в хохоте,
Так, что брызнули с крестов стаи галочьи.

А мужик упал на землю, как подрезанный,
И не слышал он ни хохота, ни карканья.
Сам боярин Троекуров не побрезговали —
Подошли к мужику и в личность харкнули.
И сказали так бояре:
«Будя! Досыта
Посмеялись! А теперь давай похмуримся:
Батогами его!
Да чтоб не дo смерти!
Чтоб денёчка два пожил, да помучился!»

Ой, взлетали батоги, посреди весны...
Вился каждый батожок в небе пташкою...
И оттудова — да поперёк спины!
Поперёк спины, да всё с оттяжкою!
Чтобы думал — знал!..
Чтобы впрок — для всех!..
Чтоб вокруг тебя стало красненько!..
Да с размахом — Ах!..
Чтоб до сердца — Эх!..
И ещё раз — Ох!..
И — полразика...

— В землю смотришь, холоп?
— В землю смотрю...
— Полетать хотел?
— И теперь хочу.
— Аки птица, говоришь?
— Аки птица, говорю...
— Ну, а дальше как?!
— Непременно взлечу!..

Мужичонка-лиходей, рожа варежкой...
Одичалых собак пугая стонами,
В ночь промозглую лежал на Ивановской,
Словно чёрный крест — руки в стороны.
Посредине государства, затаённого во мгле,
Посреди берёз и зарослей смородины,
На заплаканной, залатанной, загадочной земле
Хлеборобов,
Храбрецов
И юродивых.
Посреди иконных ликов и немыслимых личин,
Бормотанья и тоски неосознанной,
Посреди пиров и пыток, пьяных песен и лучин,
Человек лежал ничком, в крови собственной.

Он лежал один. И не было ни звёзд, ни облаков.
Он лежал, широко глаза открывши.
И спина его горела не от царских батогов,
Прорастали крылья в ней.
Крылья!..
Крылышки!..

1978 г.

► СЕДОВ Александр Степанович (р. 1928) «Крылья». 1962 г.
Холст, масло. 93 x 72 см.


Tags: XVI век, Авиация, ВИЛКОВ Николай Михайлович, Государственная Третьяковская галерея, ДЕЙНЕКА Александр Александрович, Дети, Живопись 1940-х, Живопись 1960-х, Живопись 1970-х, Живопись вт. пол. XX в., Живопись сер. XX в., Иван IV Васильевич Грозный, Иллюстрации книжные/к произведениям, КОРЖЕВ Гелий Михайлович, Колокола/колокольни, Литература/цитаты, Рождественский Роберт Иванович, Русское царство, СЕДОВ Александр Степанович, Фоменко Анатолий Тимофеевич, Храмы/монастыри, Ярославль/область
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • «Вывод» Горького

    ► БУЧКУРИ Александр Алексеевич (1870-1942) «Вывод (по одноимённому рассказу Горького)». 1936 г. Холст, масло. Чёрно-белая репродукция.…

  • Баллада А.К. Толстого «Князь Ростислав»

    «Уношу князю Ростиславу затвори Днепр темне березе». «Слово о полку Игореве». Князь Ростислав в земле чужой Лежит на дне…

  • Лучший из портретов Ивана Мазепы

    ► НОРБЛЕН де ла Гурден Жан Пьер (1740/45-1830) «Гетман Иван Степанович Мазепа». Кон. XVIII в. Офорт. 10 х 9,4 см. Смоленский…

  • «Евгений Онегин». Иллюстрации Лидии Тимошенко.

    ТИМОШЕНКО Лидия Яковлевна (1903-1976) – художница сложной творческой судьбы. Расцвет её творчества пришёлся на середину 1930-х – в это…

  • «Мастер и Маргарита»

    Иллюстрации математика и художника-графика ФОМЕНКО Анатолия Тимофеевича (р. 1945) к роману Михаила Афанасьевича БУЛГАКОВА (1891-1940) «Мастер и…

  • Русалки

    ► КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-1887) «Русалки». 1871 г. Холст, масло. 88 x 132 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.…

  • Омар Хайям

    ► ХАМБИДЖ Джей (1867-1924) «На могиле Омара Хайяма». После 1911 г. ► МЯЗИН Василий Алексеевич (1936-2008) «Омар Хайям».…

  • 1702. Корнелис де Брюйн в Москве

    ► «Вид на Москву с Воробьёвых гор». 1701 год. Рисунок Корнелиса де БРУИНА из книги «Путешествие через Московию в Персию и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments