Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Боярин-мученик Михаил Никитич Романов

Альбом фотографических снимков с. Ныроб, места заключения и мученической смерти Михаила Никитича Романова брата патриарха Филарета и дяди первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича. Подарен неким Господином Л. Боглановичем П. Столыпину.



В июне 1600 г. Борис Годунов приказал устроить боярский суд над Романовыми. Пятерых сыновей Никиты Романова, имевшего близкое отношение к царскому роду (сестра Никиты, Анастасия, была женой Ивана Грозного), он сослал в разные места Русского царства. Младшего из братьев, Михаила Никитича, отправили в деревеньку Ныробку (Ныроб), которая в 1601 г. числилась на территории «Верхнего» стана Чердынского (иначе Пермского) уезда и была крайним северным русским посёлком этих мест.

В Ныробке, состоящей всего из шести дворов, для размещения опального боярина ничего не было приготовлено. Охранники вырыли яму, накрыли её брёвнами, вкопали глубоко на дно ямы бревно, верхний конец которого прикрепили к брёвнам перекрытия. Для воздуха и подачи пищи оставили отверстие в 20 см. К столбу приковали боярина за пояс, за ноги и за руки. Цепи были из толстых железных колец: страдалец мог сесть и лечь, но не ходить. Весили эти кандалы почти три пуда (50 кг).

Стражники, которых деревенское безлюдье угнетало, надеялись на быструю смерть узника. Поэтому паёк, состоящий из хлеба и воды, постоянно урезали, а скоро вообще перестали давать пищу. Как сообщается в преданиях, местные жители пытались облегчить участь узника, подбрасывая трубочки ягеля с молоком, закупоренные хлебными катышками. Но как только об этом узнала стража, виновных поймали и увезли на пытки в Казань (позднее оставшихся в живых по царскому указу возвратили в родные места).

Проведя около года в тесной затхлой яме, Михаил Никитич скончался. По одной из версий, он был удушен охранниками, которым надоело ждать его смерти. Похоронили Михаила Никитича на пригорке, метрах в трехстах от ямы.

В 1606 г. его тело перевезли в Москву и погребли в Новоспасском монастыре, где вскоре были похоронены и его братья. Над местом захоронения своих дядей царь Михаил Фёдорович построил храм в честь Знамения Божией Матери – родовой святыни Романовых. По жалованной в 1621 году грамоте ныробские крестьяне освобождались от налогов и пользовались льготами до середины XIX века.

Сам же Ныроб стал местом паломничества, куда из многих районов России стекались богомольцы, чтобы помолиться на месте страданий боярина-мученика и прикоснуться к его цепям. Из маленькой деревни Ныроб вырос в большое село. За год здесь бывало до 6 тысяч паломников.

В первой половине XVIII века на северной окраине Ныроба сформировался редкий по красоте каменный ансамбль: два церковных строения, объединённые ярусной восьмигранной колокольней на низком четверике. Сначала в январе 1705 года освятили летнюю пятиглавую Никольскую церковь, которую отличали пышное убранство фасадов, лемеховое покрытие глав, многоступенчатые карнизы и закомары, жучковый орнамент, полуколонны с капителями. Внутри храм был расписан по сухой затирке, пол выложен чугунными плитами. Многоярусный иконостас в конце XIX века был обновлён мастерами иконописной мастерской А.В. Федосеева из села Покча.

Вторую церковь – Богоявленскую – возвели в 1736 году как зимнюю. Выступом у северной стены отметили место захоронения Михаила Романова. Внутри церкви находилась гробница, здесь же хранились железные оковы царского родственника. Профессор Санкт-Петербургского университета Н.Г. Вагнер, побывавший в Ныробе в 1857 году, отметил, что «цепям Михаила Никитича приписывается даже целебное свойство, и во время церковных служб многие болящие надевают на себя части цепей (смотря по тому, сколько могут вытерпеть) и в таком виде простаивают целые обедни. Простой народ горячо верит в целебную силу цепей даже и по отношению к животным, ввиду этого многие ныробские обитатели возлагают цепи и на болящий домашний скот». Прикладывались к цепям и новобрачные по окончании венчания.

Над ямой, в которой сидел Михаил Никитич, возвышалась часовня во имя св. Архангела Михаила. В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу. С четырех сторон под карнизом часовни помещался текст, из которого следовало, что к сооружению часовни причастна Екатерина II: «На том месте построена была деревянная часовня, ныне вместо этой деревянной по указу Ея Императорского величества в 1793 году построена сия каменная часовня единственно в память бывшего на том месте в заточении боярина Михаила Никитича Романова тщанием и коштом здешней волости крестьян, а усердием и старанием крестьянина Максима Пономарева». Ежегодно 6 сентября (в этот день православная церковь вспоминает Чудо св. Архистратига Михаила в Хонех) в часовне совершалась панихида по Михаилу Никитичу, а в праздник Святой Троицы на площади у часовни служился молебен св. Архангелу Михаилу.

При императоре Николае II была предпринята попытка прославления боярина Михаила Никитича Романова в лике святых, но помешала революция. Цепи с 1928 года хранятся в Чердынском краеведческом музее имени А.С. Пушкина.

















Источники: журнал «Родина» + Википедия + фотографии sudilovski

Tags: 1700-е, 1730-е, 1790-е, 1850-е, 1920-е, XVII век, Архангел Михаил/храмы, Архитектура, Борис Фёдорович Годунов, Глава (архитектура), Колокола/колокольни, Крещение Господне/храмы, Михаил Фёдорович, Москва/область, Патриарх Филарет, Первая половина XVIII века, Первая половина XX века, Пермь/область, Похоронные традиции/кладбища/траур, Русское царство, Св. Николай Мирликийский/храмы, Свадебные обряды, Середина XIX века, Столыпин П.А., Фотография XIX-нач.XX века, Храмы/монастыри
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments