Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Кладбище Стальено. Мёртвые как живые (1)

Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5

Марк ТВЕН в своей книге «Простаки за границей, или Путь новых паломников» отозвался о кладбище Стальено коротко, но эмоционально: «Последнее, что мы посетили, было кладбище (место погребения, рассчитанное на шестьдесят тысяч могил), и мы ещё будем помнить его, когда уже забудем дворцы».

Tomba Famiglia Giovanni Battista Piaggio. 1873 г. Sculptor  Giuseppe Benetti (Genoa 1825-1914).jpg

История основания знаменитого кладбища в городе Генуя восходит к временам наполеоновских войн, то есть к началу ХIХ века. По указанию Бонапарта, кладбища в завоёванных европейских городах надлежало переносить за пределы городских стен. Это решение было продиктовано соображениями санитарно-гигиенического характера, и было по-своему достаточно прогрессивным.

Так или иначе, городские архитекторы Генуи, во главе с Карло БАРАБИНО (1768-1835), разработали план обустройства нового кладбища. По их замыслу, в центре оливковой рощи должен был расположиться настоящий Пантеон – в уменьшенных размерах, конечно. Проект кладбища утвердили в 1835 году, но как раз в это время в Генуе вспыхнула эпидемия холеры, унесшая жизнь многих жителей города, в том числе и самого Барабино. Дизайном кладбища Стальено занялся его ученик Джованни Батиста РЕСАСКО (1798-1871). Лишь в 1844 году началось строительство, а первые четыре погребения состоялись 1 января 1851 года.

► Tomba Rolla. 1865 г. Sculptor Giovanni Isola.
36 Tomba Rolla. 1865. Sculptor  Giovanni Isola.jpg
36.jpg

В центре Стальено возвышается статуя Веры работы скульптора Санто-Варни (Santo-Varni, 1807-1885): молодая женщина в лёгкой тунике, устремив глаза вдаль, держит в левой руке книгу, а правой прижимает к себе высокий крест. Этот же скульптор сделал более 40 надгробий для кладбища. За спиной Веры построен Пантеон, или Часовня Заступничества (копия римского Пантеона): большой купол, портик с дорическими колоннами, по бокам – мраморные скульптуры пророков Иова и Иеремии. А за Пантеоном зеленеют кипарисы и пинии...



Со временем кладбище расширялось, на его территории появились захоронения многих известных и неизвестных политических деятелей, художников, артистов, музыкантов. На этом кладбище похоронена Констанс (Констанция) Ллойд (1859-1898), жена Оскара Уайльда. Сюда перенесли прах участника итальянского движения Сопротивления в годы Второй мировой войны, Героя Советского Союза Фёдора Андриановича Полетаева (1909-1945).

► Могила Констанс (Констанции) Ллойд.


На территории некрополя можно встретить огромное множество скульптур, выполненных в академическом и реалистичном стиле известнейшими мастерами Италии. Большинство из них являются настоящими шедеврами.

► Tomba Famiglia Ribaudo. 1910 г. Sculptor Onorato Toso.
6 (3).jpg


Неповторимая атмосфера монументального генуэзского кладбища поражает посетителей уникальностью архитектурного стиля скульптур, их живыми, проникновенными обликами, колоссальным художественным мастерством, с которым были воплощены в камне эти памятники извечной печали.

► Tomba Luigi Pastorini.
Для памятника, воздвигнутого в память о хирурге Луиджи Пасторини, скульптор Навоне придумал сложную аллегорию, в которой крылатая женская фигура, олицетворяющая Медицину, раздаёт вместе с помогающей ей Щедростью богатые дары сестре милосердия, держащей на руках больного ребёнка.




Осенью 1894 года кладбище Стальено посетил А.П. Чехов. 1 (13) октября 1894 г. он писал Н.М. Линтваревой: «Теперь я в Генуе. Тут тьма кораблей и знаменитое кладбище, богатое статуями. Статуй, в самом деле, очень много. Изображены в натуральную величину и во весь рост не только покойники, но даже и их неутешные вдовы, тёщи и дети».

► Tomba Carlo Raggio. 1872 г. Sculptor Augusto Rivalta (Alessandria 1837 – Florence 1925).
Ривальта изобразил скорбящих родственников, собравшихся у изголовья смертного одра главы семьи Карло Раджо. Здесь же присутствует его сын Эдилио, известный судовладелец и промышленник. Он изображён стоя, утешающим мать, но при этом глядящим на отца, у кровати которого также находится другой сын – Армандо. Буржуазный реализм оказывается наиболее подходящим для выражения новой концепции смерти «какой она есть»: точно воспроизведены не только мельчайшие детали мебели, одежды и украшений, но и эмоциональное состояние персонажей. При этом отсутствуют изображения ангелов или любые другие символические фигуры или предметы.


► Tomba Lavarello Anselmi. 1926 г. Sculptor L. Brizzolara.


► Tomba Famiglia Casella.


► Tomba Oneto. 1882 г. Sculptor Giulio Monteverde (Bistagno, Alessandria, 1837 - Roma 1917).
Одной из самых выдающихся работ на Стальено является «Ангела воскресения» Д. Монтеверде – эта работа мастера считается шедевром, одной из вершин жанра. Скульптура на могиле Франческо Онето, президента Всеобщего Банка, стала примером для подражания, образцом нового, особого стиля кладбищенских памятников в виде ангелов.






Марк Твен пишет о надгробиях Стальено, что «они совсем новые, белоснежные; каждая линия безупречна, лица в полной сохранности, нигде ни царапины, ни пятнышка, ни изъяна...» Сегодня это не совсем так. Есть и царапины, и трещины; там не хватает пальца, а тут отколот кончик носа. Пыль так въелась в эти памятники, что мрамор кажется серым.

►Tomba Bernardo Figari.



►Tomba Carolina Gallino. 1894 г.
Монумент изображает более позднюю интерпретацию темы скорбящей буржуазии: семья не оплакивает родственницу в момент кончины, а прославляет её память посмертно, собравшись вместе у могилы во время посещения кладбища. Здесь изображена сцена, в которой бюст усопшей Каролины целует маленькая девочка (вероятно, внучка), её держит на руках молодая женщина – с выражением скорби на лице мать или старшая сестра ребёнка. Справа от высокого пьедестала, на котором установлен бюст, пожилой мужчина, предположительно муж, он стоит в стороне, погружён в раздумья, его взгляд направлен в землю.




По материалам:
Петров А.С. «Мёртвые как живые»
Путеводитель по Италии
Фотографии sudilovski
Википедия
Сайт «Монументальное кладбище Стальено»

Tags: 1850-е, Ангелы, Вторая половина XIX века, Дети, История костюма/причёски, Италия, Литература/цитаты, Медицина, Мрамор, Похоронные традиции/кладбища/траур, Резьба, Середина XIX века, Скульптура, Скульптура 1860-х, Скульптура 1870-х, Скульптура 1880-х, Скульптура 1890-х, Скульптура 1910-х, Скульптура 1920-х, Скульптура вт. пол. XIX в., Скульптура кон. XIX в., Скульптура нач. XX в., Скульптура п.п. XX в., Твен М., Топ-25 LiveJournal здесь и в группах, Чехов А.П.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments