morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Кладбище Стальено. Мёртвые как живые (2)

Часть 1
Часть 3
Часть 4
Часть 5


Одна из самых знаменитых скульптур на Стальено – памятник Катерине Камподонико. Чехов после посещения кладбища описал статую так: «Есть статуя одной старушки-помещицы, которая держит в руке два сдобных хохлацких бублика».

► Tomba di Caterina Campodonico. Sculptor Lorenzo Orengo (1838-1909).


Катерина Камподонико родилась в 1804 году. Это была некрасивая, безграмотная и бедная женщина, но, тем не менее, очень решительная, предприимчивая и энергичная. Она пекла canestrelli и ciambelle (канестрелли – итальянское печенье в виде цветочков; чьямбелле – выпечка в форме кренделя) и продавала на дороге, на рынках и во время праздников. Популярным было и другое лакомство – reste – нанизанные на нитку орешки (фундук). Считалось, что если какой-нибудь парень купит на рынке такое ореховое «ожерелье», его брак будет счастливым и долгим. Самой же Катерине продажа reste не принесла супружеского счастья. Её муж Джованни был лентяем и пьяницей, и, чтобы избавиться от такой обузы, Катерине Камподонико пришлось выплатить ему значительную сумму – около 3000 франков.

В конце концов Катерина Камподонико стала местной знаменитостью. На премьерах опер Д. Верди она восседала в первом ряду театра: так городские власти выразили ей признательность за то, что бедным студентам она отдавала свой товар даром.



В 1880 году она тяжело заболела, но родственники не предприняли ничего, чтобы вылечить ту, кого за глаза называли «la zia ricca» (богатая тётка). И первое, что сделала Катерина, когда встала на ноги, – отправилась к знаменитому скульптору Лоренцо Ореньо (1838-1909), чтобы заказать надгробие на собственную могилу.



Ореньо изобразил Катерину в её самом дорогом наряде – в кружевной блузке, в парчовой юбке, в окантованном затейливой тесьмой переднике, в накинутом на плечи платке с крупной бахромой; не забыл и о серьгах из филиграни и массивных кольцах на обеих руках. Когда мастер закончил работу, Катерина выглядела как живая: перед ним стояла хорошо одетая старая женщина, которая держала в руках несколько вязанок фундука и пару чьямбелле, напомнивших Чехову «хохлацкие бублики». Камподонико была жива, когда в 1881 году её памятник появился в западном крыле галереи и занял своё законное место под номером 23.



Весь город любовался работой мастера. В газетах охотно писали о Катерине – простой селянке, которая, разочаровавшись в своих родственниках, решила потратить деньги на то, чтобы остаться в благодарной памяти чужих людей. А вот церковь и городские власти назвали её поступок «абсурдным», считая, что появление памятника на могиле ещё не умершего человека – это осквернение священного места. Но они возмущались недолго. 7 июня 1882 года Катерина Камподонико умерла. Город торжественно попрощался с ней в церкви святого Стефана; огромная процессия провожала её на кладбище. Так простая торговка орехами заняла приготовленное ею самой место рядом с могилами знатных семейств Ломеллини, Тальяферро, Рокка, Конти, Паганелли, Пеллегрини и Орсини...



Работа Лоренцо Ореньо стала знаменитой. Рассказывают, что некоторые женщины выигрывают в рулетку только потому, что ставят на цифру, соответствующую дате смерти Катерины. Сюда приходят азартные игроки, чтобы попросить у покойницы удачи. Иногда бабушки приводят сюда внучек, и те читает возле памятника стихи. Люди несут Катерине Камподонико цветы и свечи. Они считают, что это «свечи надежды»... И только её наследники по-прежнему сердятся, потому что все деньги, которые она собирала много лет, ушли на холодное мраморное изваяние.



Кроме Лоренцо Ореньо над памятниками кладбища работали Эудженио Барони, Эдоардо Альфьери, Леонардо Бистольфи, Сальватор Терелли, Джузеппе Гаджини, Виторио Лавеццари, Пьетро Коста, Деметрио Паэрньо, Джованни Батиста Чеваско, Лоренцо Масса, Антонио Боццано, Эдоардо де Альбертис.

►Tomba Celle. 1893 г. Sculptor Giulio Monteverde (Bistagno, Alessandria, 1837 – Roma 1917).
Памятник, созданный в память о богатом купце Валенте Челле и известный как «Вечная Драма», изображает тщетную попытку Жизни вырваться из неизбежных объятий Смерти. Подчёркивая контраст между чувственностью красивой молодой женщины, олицетворяющей Жизнь, и непреклонной бесстрастностью крепко схватившей её Смерти, Монтеверде сумел показать своё ощущение атмосферы тревоги, которая пронизывала европейскую культуру на рубеже 80-90 годов XIX века. Чувственный компонент был ещё более выражен в эскизе, который скульптор представил семье усопшего: в гипсовой модели (сегодня она хранится в Музее гипсовых слепков Джулио Монтеверде в Бистаньо) женщина представлена абсолютно обнажённой. К моменту отливки скульптуры в бронзе, вероятно по просьбе клиентов, Монтеверде обернул драпированной тканью нижнюю часть тела юной девы.




► Tomb Delmas. 1909 г. Sculptor Luigi Orengo (Genoa 1865-1940).



►Tomba Giacomo Carpaneto.
L'Angelo Nocchiero («Ангел-рулевой») – эта скульптура была создана в 1886 году Джованни Сканци (1840-1915) для гробницы семьи Джакомо Карпането. Эпитафия на базе памятника гласит: «AVVENTURATO CHI NEL MARE DELLA VITA EBBE NOCCHIERO SÌ FIDO» – «Блажен тот, кто на море жизни так уверен в руководстве».





По материалам:
Петров А.С. «Мёртвые как живые»
Путеводитель по Италии
Фотографии sudilovski
Википедия
Сайт «Монументальное кладбище Стальено»

Tags: 1880-е, XIX век, Ангелы, Бабочки, История костюма/причёски, Италия, Кулинария/национальная/обрядовая кухня, Литература/цитаты, Мрамор, Похоронные традиции/кладбища/траур, Резьба, Скульптура 1880-х, Скульптура 1890-х, Скульптура 1900-х, Скульптура вт. пол. XIX в., Скульптура кон. XIX в., Скульптура нач. XX в., Чехов А.П.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments