Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Анжело Тозелли «Панорама Петербурга 1820 года». Вступительная статья М.Ф. Коршуновой (1982). Часть 2

Часть 1
Часть 3

► А. Тозелли. Панорама Петербурга. Акварель. 1820 г. Лист 4. Исаакиевский наплавной мост, здание Сената и панорама Английской набережной.



На четвертом листе хорошо просматривается панорама юго-западной части столицы. Передний план его занимает Нева, устремляющаяся к Финскому заливу. По ней снуют лодки и словно застыли крупные мачтовые корабли. Тозелли очень увлекает повседневная жизнь города, поэтому в его изображении существенное место занимает Исаакиевский плашкоутный мост, предшественник понтонного. Связь между многочисленными островами, на которых раскинулся Петербург, с самого начала осуществлялась на различного вида суденышках. Только в 1727 году через Неву был наведен первый временный мост. Он соединил основные части столицы – Васильевский остров и Адмиралтейский. Затем его разобрали, но в 1732 году восстановили. Мост каждую ночь разводился для пропуска крупных судов. Весной и осенью во время ледохода и половодья его разводили на пять-семь дней. Первый постоянный мост на Неве был сооружён только в 1852 году. Мост назывался Благовещенским (ныне мост Лейтенанта Шмидта), а плашкоутный был переведён выше по течению реки, к Зимнему дворцу. Сейчас первоначальное местоположение наплавного моста можно определить по выступам на противолежащих набережных Невы. На мосту днём шла бурная жизнь, которую наблюдал сам художник. С проезжавших и проходивших взималась пошлина: за коляску – пять копеек, за одноколку – три копейки, за телегу – две копейки, с пеших – по одной копейке.

Весь движущийся через мост поток устремлялся с Васильевского острова на Сенатскую площадь и сразу же оказывался перед монументом Петра I работы французского скульптора Этьена Мориса Фальконе (1716-1791), создававшим его в течение 1768–1778 годов. Торжественное открытие памятника происходило 7 августа 1782 года. Прибегнув к лаконичному языку символики (скала, на которую взмыл конь, – эмблема трудностей, змея под ногами коня – преодоленные препятствия), скульптор создал выдающееся произведение – пластически выразительный и глубоко содержательный образ преобразователя России.

Однако в изображении Тозелли «Медный всадник» как бы растворяется на архитектурном фоне зданий, высящихся на площади и правее, вдоль Английской набережной. На углу расположено старое здание Сената, построенное в 1780-х годах в строгих формах классицизма на месте существовавшего здесь ранее барочного дома А.П. Бестужева-Рюмина.

Это здание Сената и монумент Петра I были немыми свидетелями важнейшего исторического события – восстания декабристов 14 декабря 1825 года, происходившего на Сенатской площади.

Участники восстания иногда собирались в доме графов Лавалей, расположенном первым по Английской набережной. Зять их С.П. Трубецкой был одним из руководителей Северного тайного общества. После разгрома восстания он был сослан на каторжные работы в Сибирь. За ним добровольно последовала его жена, позже воспетая Н.А. Некрасовым в поэме «Русские женщины».

Дом графини Лаваль замечателен и тем, что в нем происходили литературные вечера. Здесь 14 мая 1828 года А.С. Пушкин читал «Бориса Годунова» в присутствии А.С. Грибоедова и Адама Мицкевича. В этом литературном салоне бывали В.А. Жуковский, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов и другие…

Этот особняк хорошо сохранился до наших дней. Он был создан в начале 1800-х годов архитектором Тома де Томоном (1760–1813), перестроившим ранее существовавший здесь дом.

Далее по набережной, ставшей главным фасадом города, тянутся дворцы петербургской знати. В этом ряду домов, возникших в 1740-1750-х годах и позднее перестраивавшихся, привлекает внимание здание Коллегии иностранных дел, строгий фасад которого с ионическим портиком в центре был осуществлён по проекту Джакомо Кваренги в 1782-1783 годах. В этом учреждении, выполнявшем функции министерства иностранных дел, служили многие представители русской аристократии, отдававшей предпочтение дипломатической деятельности перед любой другой гражданской. Здесь в разное время служили также известные писатели и поэты Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, Д.В. Веневитинов. После окончания Царскосельского лицея сюда определился переводчиком А.С. Пушкин.

Фоном близлежащей картины служит район Коломны с куполами Никольского собора и Покровской церкви. Коломна была одной из беднейших частей города. Здесь селились ремесленники, чиновники, торговцы, мелкопоместные дворяне.

Горизонт замыкает цепь голубых холмов Ижорской возвышенности, из которых Дудергофская, или Воронья гора – самая высокая точка в окрестностях города, она поднялась над уровнем моря на 168 метров.

► А. Тозелли. Панорама Петербурга. Акварель. 1820 г. Листы 5-6. Здание Двенадцати Коллегий.




Далее взгляд художника перемещается на Васильевский остров. Главенствующее положение острова в планировке города в своё время оценил Петр I, предполагавший сделать его административным центром Петербурга. Именно здесь было заложено здание Двенадцати коллегий – основное государственное учреждение страны, созданное вместо ранее существовавших «приказов». Изображение его объединяет два следующих листа панорамы.

Строительство здания началось в 1724 году по проекту Доменико Трезини и затянулось на много лет. Чёткий рисунок позволяет уточнить, как выглядело здание по прошествии почти ста лет его существования. Хорошо видна, в частности, ещё не заложенная галерея нижнего этажа восточного фасада и сложный силуэт фронтонов. В 1830-е годы здание перейдёт в ведение университета, основанного в 1819 году.

На дальнем плане пятого листа, слева за Исаакиевским мостом, видны многопушечные военные корабли, правее – Академия художеств, выдающееся произведение раннего русского классицизма, созданное в 1764-1788 годах архитекторами Александром Филипповичем Кокориновым (1726-1772) и Валлен-Деламотом. В этом здании разместилась основанная в 1757 году санкт-петербургская Академия художеств, из которой вышли многие замечательные русские живописцы, скульпторы, архитекторы и гравёры.

В глубину перспективы уходит цепочка типовых домов, построенных в первые годы существования города по проекту Доменико Трезини. Панорама набережной Васильевского острова завершается лёгким силуэтом Горного института, построенного Андреем Никифоровичем Воронихиным (1759-1814) в 1806-1808 годах. Нева свободно уносит свои воды в залив. Замыкает горизонт голубоватая полоса слева – южного, а справа – северного берегов Финского залива.

Ориентирами на Васильевском острове могут служить купола Андреевского собора, возведенного по проекту Александра Францевича Виста (1722-1780) в 1760-1780-е годы, Благовещенской церкви середины XVIII века, а справа – купол строящейся Екатерининской церкви, которая была воздвигнута в течение 1811-1823 годов по проекту архитектора Андрея Алексеевича Михайлова (1773-1849).

На первый план этих акварелей попало здание Академии наук, построенное в 1783-1789 годах Джакомо Кваренги, создавшего замечательный памятник зрелого классицизма – очень строгий и выразительный, который служит и в наше время украшением набережной Васильевского острова. Однако с точки зрения, взятой Тозелли, это сооружение открылось со двора, лишённого всякой парадности, где расположены постройки служебного назначения, а дальше примкнули огороды, существовавшие тогда повсюду в городе, и деловой двор с деревянными срубами. Слева, там, где теперь находится Менделеевская линия, открывается большое пространство, превращённое в пастбище для коров, которое пересекают всадники, кареты и коляски, тянется вереница гружёных товарами телег. Художник скрупулезно прорисовывает фигурки людей, воссоздавая жанровые сценки.
Tags: 1820-е, Архитектура, ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ Жан-Батист-Мишель, ВИСТ Александр Францевич, ВОРОНИХИН Андрей Никифорович, Вечер, Декабристы, Живопись 1820-х, Исаакиевский мост, КВАРЕНГИ Джакомо, КОКОРИНОВ Александр Филиппович, МИХАЙЛОВ Андрей Алексеевич, Медный всадник, Мосты, Парусники, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Первая половина XIX века, Петербург XIX века в живописи, Петербург/Петроград/Ленинград/область, Простор меж небом и Невой, Пётр I, ТОЗЕЛЛИ Анжело, ТРЕЗИНИ Доменико, ФАЛЬКОНЕ Этьенн Морис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments