morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Анжело Тозелли «Панорама Петербурга 1820 года». Вступительная статья М.Ф. Коршуновой (1982). Часть 3

Часть 1
Часть 2

► А. Тозелли. Панорама Петербурга. Акварель. 1820 г. Лист 7. Биржевая площадь: Новобиржевой Гостиный двор, Северный пакгауз и павильон Академического глобуса.



Этот лист как бы продолжает тему суетных будней Петербурга вблизи Гостиного двора на Васильевском острове. Двор был построен в начале XIX века по проекту Кваренги и замкнул площадь перед зданием Двенадцати коллегий. Сооружение это возникло в той части острова, которая почти с самого момента основания города была центром торговой жизни столицы, так как сюда был переведён порт с Петербургской стороны. Здесь же находились и обширные складские помещения.

Внимание художника привлёк также небольшой павильон на площади. Он был сооружен в 1750-е годы по проекту Иоганна Якова Шумахера (1705-1767) и молодого Фельтена и предназначался для размещения так называемого Академического глобуса.

Изготовленный в 1654-1664 годах и находившийся в Готторпском замке в Германии, глобус был подарен Петру I опекуном голштинского герцога Карла Фридриха, ставшего позднее зятем императора (он женился на дочери Петра Анне). Глобус представляет собой уникальное сооружение: диаметр его составляет около 3,5 метров, каркас обит листами меди, оклеенными бумагой, на которой пером и красками была изображена географическая карта. Внутри шара помещались стол и скамья, где усаживались до двенадцати человек и они могли наблюдать небо с созвездиями. Поверхность глобуса приводилась в движение вокруг оси с помощью водяного механизма. В Петербурге он служил достопримечательностью Кунсткамеры до того момента, пока там в 1747 году не случился пожар. Вновь построенный павильон сохранился до 1829 года, когда за ветхостью был разобран. В настоящее время реставрированный глобус можно увидеть в музее М.В. Ломоносова.

Передний план листа оживляют фигурки всадников-башкир. На дальнем плане хорошо видна противоположная сторона Малой Невы. Чётко рисуется Князь-Владимирский собор, строительство которого велось в 1760-1780-е годы по проекту Антонио Ринальди (ок. 1710-1794) и при участии Ивана Егоровича Старова (1745-1808). Левее, на Тучковом Буяне, отделённом от Петербургской стороны протокой, теперь засыпанной, расположено здание бывших пеньковых складов, сооружённых в 1760-х годах Ринальди. Ещё левее можно узнать утопающий в зелени Петровский остров, на восточной оконечности которого теперь расположен стадион имени В.И. Ленина [ныне стадион Петровский].

► А. Тозелли. Панорама Петербурга. Акварель. 1820 г. Лист 8. Биржевая площадь и здание Биржи.



Главное место на восьмом листе отведено Бирже, возведённой Тома де Томоном в 1805-1810 годах.

Сооружение было создано после того, как разобрали южнее располагавшееся недостроенное здание Биржи, заложенное еще в 1783 году по проекту Джакомо Кваренги. Строительство её затянулось, а в начале XIX века оно уже не отвечало градостроительным требованиям времени.

Новое величественное здание, поставленное на высокий стилобат, с широкими лестницами и колоннадами по фасадам, было соразмерно с просторами этой части города. Включённое в планировку Стрелки Васильевского острова, разработанную Андреяном Захаровым, оно стало композиционным центром не только самой Стрелки, но и всей парадной панорамы Петербурга в дельте реки Невы. К сожалению, точка обзора, выбранная художником, не позволила ему в полной мере оценить удачное местоположение Биржи Томона. Однако Тозелли умело использовал эффекты вечернего освещения, чтобы выявить массивные, чёткие объёмы здания и подчеркнуть его монументальность.

Ансамбль завершили две ростральные колонны, фланкирующие Биржу и служившие маяками для всех проходящих по Неве судов. Верхушка одного из них видна за Биржей справа, другая колонна попала на следующий лист.

Биржа в порту стала местом, где постоянно заключались торговые сделки. Поэтому на акварели можно видеть группы беседующих, спорящих мужчин, а также проследить за погрузкой товаров, хранившихся в цокольном этаже сооружения.

Крупным планом перед зданием Биржи даны задворки Кунсткамеры, с огородами, поленницами дров, сараями. За Биржей слева, на южном берегу Малой Невы, расположены два здания первой половины XVIII века, позднее принадлежавшие Академии наук, а ещё дальше, за рекой, видны постройки и сады Петербургской стороны. На горизонте рисуется линия холмов в северной части окрестностей Петербурга.

► А. Тозелли. Панорама Петербурга. Акварель. 1820 г. Лист 9. Южная Ростральная колонна и вид на Петропавловскую крепость.



Этот лист – наиболее живописная часть изображения, так как в нём много места уделено пейзажу: простор Невы смыкается с необозримым небосводом, а Петропавловская крепость рисуется на фоне зелени садов Петербургской стороны и одновременно отражается в водах реки. Ради последнего декоративного эффекта художник даже изменил направление теней, которые должны были бы вечером падать в противоположную сторону. На гладкой поверхности воды как бы застыла двухмачтовая шхуна с распущенными парусами. Особая цветовая тонкость достигнута использованием в основном прозрачной акварели, по которой тщательно пером, тушью Тозелли прорисовывал детали. Кроме того, он с блеском продемонстрировал свой талант перспективиста, выполнив сложнейшее композиционное построение: на передний план этого листа попали здание с черепичной кровлей, увиденное художником сверху в сложном ракурсе, и близлежащая площадь на самой Стрелке Васильевского острова, замыкающаяся одной из двух ростральных колонн. Постройка, зафиксированная художником, не сохранилась до наших дней, но представляет большой интерес, так как это было одно из первых крупных сооружений в Петербурге – дворец Прасковьи Фёдоровны, вдовы царя Ивана, брата Петра I. Позднее здание принадлежало ведомству Академии наук. В нём находились классы и жили профессора. На задворках дома можно видеть огороды и хозяйственные постройки, принадлежащие обитателям этого дома.

В центре изображения оказалась Петропавловская крепость, возникшая в дельте Невы как оплот русских против шведов в Северной войне. Дата закладки её – 16(27) мая 1703 года – считается датой основания Санкт-Петербурга. Первоначально бастионы крепости были земляными, но через несколько лет их сменили каменные укрепления. Облицовка стен крепости гранитом относится к 1779-1787 годам, когда сооружались и гранитные набережные Невы.

Крепость никогда не выполняла своего военного назначения, но ей пришлось осуществлять функции государственной тюрьмы. Первым узником её был сын Петра I Алексей, участвовавший в реакционном политическом заговоре. Здесь томились в заточении многие борцы против самодержавия – декабристы, народовольцы, революционеры следующих поколений…

Чётким силуэтом возвышается над крепостью колокольня Петропавловского собора, высота которой сейчас достигает 122,5 метров. Строительство собора началось в 1712 году по проекту Доменико Трезини на месте прежней деревянной церкви. Оно затянулось до 1733 года. Ещё недостроенный собор стал усыпальницей основателя Петербурга Петра I, а затем и многих других членов царской семьи.

На акварели в западной части острова, на котором была возведена крепость, виден размытый водой, неукрепленный берег. Эта маленькая деталь дает представление о том, ценой каких колоссальных человеческих усилий сооружался город на топких берегах Невы.

Изображение чрезвычайно оживляют многочисленные фигурки людей, гуляющих по набережной Стрелки Васильевского острова и явно любующихся панорамой города. Этот движущийся поток как бы вовлекает и нас в повседневную суету обычного петербургского дня, знакомит с модами одежды, деталями быта того времени, транспортом. Люди идут не только по узкому гранитному тротуару, отгороженному столбиками, но и по утоптанной земляной проезжей части, не обращая внимания на всадников и экипажи.

«…Посмотрите на Васильевский остров, образующий треугольник, украшенный биржею, ростральными колоннами и гранитною набережною с прекрасными спусками и лестницами к воде. Как величественна и красива эта часть города!» – писал К.Н. Батюшков в 1814 году (15).

► А. Тозелли. Панорама Петербурга. Акварель. 1820 г. Лист 10. Нева, Дворцовая набережная и наплавной Троицкий мост.


Замыкает панораму лист, на котором главное место уделено Неве – основной транспортной магистрали города с самого его основания. Просторы реки бороздят многочисленные лодки, а также парусники под русским, английским, голландским флагами. И это естественно, так как Петербург был крупнейшим торговым портом Европы.

В перспективе хорошо виден второй плашкоутный мост столицы, соединявший Литейную часть её с Петербургской стороной. Мост одно время назывался Петровским, потом Троицким. Мост и площадь (ранее площадь Революции) получили наименование от Троицкого собора, стоявшего на этой площади. Купола его хорошо видны на листе девятом чуть правее Петропавловского собора. Плашкоутный мост по сравнению с современным металлическим находился выше по течению Невы. Дальше за мостом просматривается Выборгская сторона с военным госпиталем в центре. Это здание, расположенное на современной Пироговской набережной Невы, относится к 1720-м годам и является наиболее ранней постройкой существующего комплекса Военно-медицинской академии.

По правой стороне Невы на набережной выстраиваются домики. Вдали между ними виднеется Летний сад, заложенный в первые годы существования города. В 1770-е годы украшением его стала замечательная ограда, созданная по модели архитектора Фельтена. Совершенство её пропорций и классическая простота строгого графического рисунка постоянно вызывали восхищение современников и потомков.

Правее Летнего сада располагаются два особняка последней четверти XVIII века, владельцами которых были президент Академии художеств И.И. Бецкой и Н.И. Салтыков. В 1820-х годах в доме последнего размещалось австрийское посольство. В салоне жены посланника Д.Ф. Фикельмон часто бывал А.С. Пушкин.

Следующий участок на набережной оставался незастроенным, и сюда в 1819 году был перемещен памятник русскому полководцу А.В. Суворову, прежде находившийся на Марсовом поле.

Правее образовавшейся площади виден Мраморный дворец – один из наиболее интересных памятников раннего классицизма. Здание построено в 1768-1785 годах по проекту Антонио Ринальди, который впервые в России для отделки его фасадов и интерьеров широко использовал естественный камень – гранит и мрамор. По безупречности пропорций, тонкости и красоте декоративных деталей дворец принадлежит к лучшим сооружениям города. Ко дворцу примыкает служебный корпус, который позднее был надстроен.

Далее по набережной следуют особняки петербургской знати, строительство которых осуществлялось ещё в первой четверти XVIII века. Позже облик их менялся в соответствии с модой времени и вкусом владельцев. Лист обрывается на изображении здания Эрмитажного театра.

В заключение следует сказать несколько слов о здании Кунсткамеры – первого в России музея, которого нет на панораме, но которое незримо присутствует на ней, так как именно с него взята точка зрения на город.

Прекрасно сохранившаяся до наших дней постройка создавалась при участии Матарнови, Николая Фридриха Гербеля (?–1724), Гаэтано Киавери (1689-1770), Михаила Григорьевича Земцова (1688-1743) в 1718-1734 годах. Уже в 1727 году в недостроенном здании разместилась часть коллекций редкостей, начало собиранию которых было положено Петром I. А в 1728 году здесь состоялось официальное открытие музея, библиотеки и обсерватории недавно созданной Академии наук.

В декабре 1747 года в Кунсткамере случился пожар, который повредил внутреннюю отделку и фасад здания. Тогда же огнем была уничтожена верхняя часть многоярусной башни, где размещалась академическая обсерватория и знаменитый Готторпский глобус. Только в 1751 году начались ремонтные работы, которыми сначала руководил Иоганн Шумахер, затем Савва Иванович Чевакинский (1713-177?). Однако тогда башня не получила прежнего завершения, и поэтому на изображениях Кунсткамеры последующего времени можно видеть башню усеченной, с площадкой наверху, откуда открывался прекрасный вид на город и которой воспользовался для работы Тозелли. Полностью башня была восстановлена только в советское время, в 1947 году.

Панорама Тозелли убедительно показывает, что Петербург–Ленинград остаётся одним из немногих городов мира, в значительной степени сохранившим целостный первоначальный художественный облик.

М. Коршунова

1 Lettres du Comte Algarotti sur la Russie. A Londres, 1759, p. 60. Позднее эту мысль Альгаротти поэтически перефразировал А. С. Пушкин в поэме «Медный всадник», сославшись на итальянского путешественника.
2 М. В. Ломоносов. Собр. соч. Т. 18. М.-Л., 1959, с. 812, 813.
3 См.: С. П. Жихарев. Записки современника. М.–Л., 1955, с. 245.
4 См.: Д. А. Ровинский. Подробный словарь русских граверов XVI–XIX вв. Т. 2. Спб., 1895, с. 456.
5 О Штейнигере не удалось обнаружить никаких сведений, кроме упоминания в «Отечественных записках», 1820, май, № 1, с. 140-146.
6 См.: Отечественные записки, 1820, июнь, № 2, с. 331.
7 В музее «Наполеонико» в Риме имеется портрет, рисованный Жаном-Баттистом Иозефом Викаром, с надписью: «Анжело Тозелли болонский перспективист, умер в Риме в феврале 1827 года». (Crosscurrents French and Italian Neoclassical Drawings and Prints from the Cooper-Hewitt Museum. Washington, 1978, p. 118).
8 Сын отечества, 1817, № 46, с. 3. Письмо хранится ГПВ, Отдел рукописей, ф. А. Н. Оленина (эта ценная справка была любезно предоставлена автору О. Э. Вольценбургом).
9 ЦГИА СССР, ф. 468, он. 466, 1818, л. 10.
10 Там же, л. 4.
11 См.: там же, л. 18; ф. 467, on. 1, д. 3935, 1818, л. 239.
12 См.: там же, ф. 497, on. 1, д. 17 777, 1818, л. 200, 201, 297, 298, 349-356, 378.
13 Хранится панорама Тозелли в Государственном Эрмитаже. ГЭОР. инв. № 43541/1-10; размер 51X656 см. Части панорамы репродуцировались в различных изданиях. Полностью: Историческая выставка архитектуры. Спб., 1911; позднее – фотографическим способом в небольшом количестве экземпляров она была воспроизведена в работе В. М. Глинка и А. В. Помарнацкий. Панорама Петербурга времени Пушкина 1817–1820. Л., 1949. В собраниях Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина сохранились немногочисленные рисунки и альбомы; два рисунка, подписанные художником и датированные: Rome 1816 ГЭ ОР, инв. № 17920, 17921 (бывшее собрание Е. Маковского); Альбом ГЭ ОР, инв. № 22344 – 22394 (бывшее собрание Шуваловых); Альбом аналогичных рисунков в ГМИИ (собрание И. С. Зильберштейна). В Государственном музее истории Ленинграда имеется вариант панорамы Петербурга, приписываемый А. Тозелли. Он состоит из семи частей (инв. № 9505–9511-и; размер каждого листа 44,5X60 см). Для изображения выбран меньший масштаб. Панорама выполнена гуашью в тусклой цветовой гамме, без применения пера и туши. Отсутствуют некоторые детали и стаффаж. Кроме того, литография «Казанский собор» в «Собрании видов Санкт-Петербурга и окрестностей», изданном Обществом поощрения художников в 1821 – 1822 гг. была выполнена по рисунку Тозелли. Три рисунка Тозелли упоминаются в каталоге Музея Ла Скала (М. Monteverdi Museo Teatrale alia Scala. Т. 3. Milano, 1975, p. 371, inv. № 11368 а, в, е.). В Болонской Академии истории искусства хранятся архитектурные проекты Тозелли, удостоенные конкурсной премии в 1802 и 1803 гг. (Premi Fiori V. 2, p. 18, 21). Автор чрезвычайно признателен доктору Ленци из университета в Болонье и профессору Анне Марии Маттучи из Болоньи, сообщивших эти сведения о творчестве Тозелли.
14 Таких «грелок» в городе было множество, сооружались они по проекту Старова.
15 К. Батюшков. Соч. Т. 1. Спб., 1850, с. 139.


Источники: здесь + здесь
Tags: 1820-е, XIX век, Архитектура, Вечер, Живопись 1820-х, ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич, ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич, КВАРЕНГИ Джакомо, КИАВЕРИ Гаэтано, Летний сад (СПб), МАТТАРНОВИ Георг Иоганн, Мосты, Парусники, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Петербург XIX века в живописи, Петербург/Петроград/Ленинград/область, Петропавловская крепость, Простор меж небом и Невой, РИНАЛЬДИ Антонио, Ростральные колонны, СТАРОВ Иван Егорович, ТОЗЕЛЛИ Анжело, ТОМА ДЕ ТОМОН Жан-Франсуа, ТРЕЗИНИ Доменико, ФЕЛЬТЕН Юрий Матвеевич, ЧЕВАКИНСКИЙ Савва Иванович
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments