Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Церковь Пресвятой Богородицы Перивлепты в Охриде и ее фрески

Церковь Пресвятой Богородицы Перивлепты в Охриде (макед. Црква Пресвета Богородица Перивлептос / греч. Ναός Παναγίας Περιβλέπτου) — православная церковь в македонском городе Охрид.
Церковь уникальна своими фресками сделанные в стиле Палеологовского возрождения.

Церковь Богоматери Перивлепты (в переводе с греческого - Преславной) была построена в 1295 году по заказу византийского полководца Прогона Згура, родственник византийского императора Андроника II Палеолога, во время охридского архиепископа Макария. Здание храма в форме креста сложено из известняка и кирпича. Кладка оставляет впечатление гармоничности и полихромии, чем выгодно отличается от многих византийских и македонских строений этого времени. Два предела были пристроены к ней позже, и они довольно сильно отличаются от основной постройки.

Интерес представляет не только внешний вид церкви, но и особенности ее интерьера. Благодаря её исключительной архитектуре и настенной живописи, эта церковь входит в число самых важных памятников средних веков. Фрески на её стенах выполнены известными художниками того времени - Михаилом и Евтихием, которыми была заложена основа нового направления в византийском искусстве.


Для понимания художественного решения росписей церкви нужно знать историю края.
В то время, как храм Перивлепты был построен и расписан, сербская живопись вступила в новую фазу развития. Сербский король Стефан Милутин начал расширять свои владения за счет византийской территории, в которую входила Македония. Сотрудничество сербских и греческих иконописцев отразилось на стиле росписи, рождая новые направления в церковной живописи. Именно в этом, новом стиле и были расписаны церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, Богородицы Левишки в Призрене, св. Никиты близ Скопье и Георгия в Старо Нагоричино и некоторые другие.

В алтарной апсиде представлены великие отцы Церкви, сцены Поклонения Агнцу и Причастие апостолов; в жертвеннике - Сорок Севастийских мучеников, а в диаконнике - сцены жития св. Иоанна Предтечи. В нижнем ярусе наоса изображены преподобные, пустынножители и святые воины, а в верхних ярусах - Господские праздники, цикл Страстей Христовых и Его притчи. На северной стене - св. Климент, покровитель Охрида, и Константин Кавасила, Охридский архиепископ. На фризах южной и северной стен - сцены земной жизни Пресвятой Богородицы, на западной - монументальная сцена Успения Пресвятой Богородицы. Огромный массив средневековых фресок, к тому же выполненных в необычной манере, предопределяет особую ценность церкви.

В храме находится чудотворная икона Богоматери, которая является точной копией чтимой константинопольской святыни.


Османские турки, завоевавшие здешние земли, стали постепенно превращать христианские церкви в мечети. К счастью, некоторым религиозным постройкам Македонии удалось избежать такой участи. После того, как церковь святого Климента была превращена в мечеть, останки святого были перенесены в церковь Богородицы, и последняя была переименована в церковь святого Климента.

Церковь в настоящий момент используется и как действующий храм, и как музей, в котором собрано большое количество охридских икон.


Оригинал взят у sergeyurich в Церковь Пресвятой Богородицы Перивлепты в Охриде и ее фрески
Tags: XIII век, Архитектура, Богородичные праздники/иконы/храмы, Интерьер храмовый/монастырский, Святые/иконопись/иконописцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments