Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Два портрета Распутина

► КРАРУП Анна Теодора (1860 или 62-1941) «Портрет Г.Е. Распутина». 1914 г.
Холст, масло.
Государственный Центральный музей современной истории России (Москва).




РАСПУТИН был убит в ночь на 17 (30 по новому стилю) декабря 1916 года во дворце Юсуповых на Мойке. Сведения об убийстве противоречивы, запутаны как самими убийцами, так и давлением на следствие российских императорских и британских властей. Двое из убийц (ПУРИШКЕВИЧ и ЮСУПОВ) оставили свидетельства о том, как убийство происходило, однако верить обоим трудно. Дневник Пуришкевича меньше всего похож на дневник, мемуары Юсупова – на мемуары. И то и другое литературно обработанная публицистика и кардинально расходятся с показаниями расследования – начиная от цвета одежды, в которую был одет Распутин по версии убийц и в которой его обнаружили, и до того, сколько и куда пуль было выпущено.

Следствие длилось два с половиной месяца до отречения императора НИКОЛАЯ II 2 марта 1917. В этот день министром юстиции во Временном правительстве стал КЕРЕНСКИЙ. 4 марта 1917 года он приказал спешно прекратить следствие.

► КРАРУП Анна Теодора (1860 или 62-1941) «Портрет Г.Е. Распутина». 1916 г.
Холст, масло. 100,5 х 77 см.
Частное собрание.




Анна Теодора Фердинанда Александра (Теодора Фердинандовна) КРАРУП, датчанка по происхождению, написала несколько портретов по заказу членов Императорской семьи. К сожалению, многие из её работ были утрачены в годы революции 1917 г. Особые отношения связывали художницу с Григорием РАСПУТИНЫМ. Всего, по её словам, она написала 12 его портретов. При этом Распутин сам попросил изобразить его, предложив за работу 300 рублей (сумму по тем временам немалую). Лишь два из них сохранились. Один датируется 1914 годом, другой является последним прижизненным изображением старца.

Образ, созданный художницей, вызывает расположение. В отличие от многочисленных фотографий, где Распутин предстаёт с мрачным, беспокойным лицом, пронзительным взглядом и тёмной одежде, она изображает его с лёгкой улыбкой на лице, облачённым в белоснежную рубаху. Его руки спокойно сложены на коленях.

Портрет Г.Е. Распутина (1916 г.) был выставлен на международном аукционе Christies в 2008 г.

Из «Дневника члена Государственной Думы Владимира Митрофановича Пуришкевича» (Рига, 1924):

«Пуришкевич, стреляйте, стреляйте, он жив! Он убегает!» «А-а-а!..» – и снизу стремглав бросился вверх по лестнице кричавший, оказавшийся ЮСУПОВЫМ; на нём буквально не было лица; прекрасные большие голубые глаза его ещё увеличились и были навыкате; он в полубессознательном состоянии, не видя почти меня, с обезумевшим взглядом, кинулся к выходной двери на главный коридор и пробежал на половину своих родителей…

…Медлить было нельзя ни одно мгновение, и я, не растерявшись, выхватил из кармана мой «соваж», поставил его на «feu» и бегом спустился по лестнице. То, что я увидел внизу, могло бы показаться сном, если бы не было ужасной для нас действительностью: ГРИГОРИЙ РАСПУТИН, которого я полчаса тому назад созерцал при последнем издыхании, лежащим на каменном полу столовой, переваливаясь с боку на бок, быстро бежал по рыхлому снегу во дворе дворца вдоль железной решётки, выходившей на улицу...

…Первое мгновение я не мог поверить своим глазам, но громкий крик его в ночной тишине на бегу: «Феликс, Феликс, все скажу царице...» – убедил меня, что это он, что это ГРИГОРИЙ РАСПУТИН, что он может уйти благодаря своей феноменальной живучести, что ещё несколько мгновений, и он очутится за вторыми железными воротами на улице, где, не называя себя, обратится к первому, случайно встретившемуся прохожему с просьбою спасти его, т. к. на его жизнь покушаются в этом дворце, и... все пропало.

…Я бросился за ним вдогонку и выстрелил. В ночной тиши чрезвычайно громкий звук моего револьвера пронёсся в воздухе – промах! Распутин поддал ходу; я выстрелил вторично на бегу – и... опять промахнулся. …Мгновения шли... Распутин подбегал уже к воротам, тогда я остановился, изо всех сил укусил себя за кисть левой руки, чтоб заставить себя сосредоточиться, и выстрелом (в третий раз) попал ему в спину. Он остановился, тогда я, уже тщательнее прицелившись, стоя на том же месте, дал четвертый выстрел, попавший ему, как кажется, в голову, ибо он снопом упал ничком в снег и задергал головой. Я подбежал к нему и изо всей силы ударил его ногою в висок. Он лежал с далеко вытянутыми вперед руками, скребя снег и как будто бы желая ползти вперед на брюхе; но продвигаться он уже не мог и только лязгал и скрежетал зубами. Я был уверен, что сейчас его песня действительно спета, и что больше ему не встать».

Владимир Митрофанович ПУРИШКЕВИЧ (1870-1920) – одна из наиболее одиозных фигур русской истории предреволюционной эпохи. Ярый реакционер, черносотенец, устами которого, по выражению В.И. ЛЕНИНА, говорил «дикий помещик и старый держиморда», он до конца своих дней был фанатически предан монархии. Опубликованный уже после его смерти «Дневник» охватывает период с ноября 1916 по январь 1917 года. Главное содержание «Дневника» – обстоятельный и хладнокровный рассказ об убийстве Григория РАСПУТИНА, задуманном и осуществлённом «во имя спасения Государя и Отечества», – убийстве, в котором Пуришкевич принимал прямое участие.

Книга на сайте Государственной публичной исторической библиотеки
Tags: 1910-е, XX век, Живопись 1910-х, Живопись нач. XX в., КРАРУП Анна Теодора, Керенский Александр Фёдорович, Литература/цитаты, Николай II Александрович, Портрет, Пуришкевич Владимир Митрофанович, Распутин Григорий Ефимович, Убийство/покушение/терроризм, Юсуповы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment