Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Веер императрицы Марии Фёдоровны

Этот веер Эрмитаж приобрёл относительно недавно – в 2004 году. Никаких документов к нему не прилагалось, но повод к созданию этого уникального памятника прикладного искусства и личность его первого владельца установить нетрудно: веер предназначался к поднесению Марии Фёдоровне, супруге Павла I, по случаю коронации императорской четы, состоявшейся в Москве 5 апреля 1797 года.

WOA_IMAGE_1.jpg

Остов веера составлен из резных ажурных пластин слоновой кости с позолотой; одиннадцать из пятнадцати пластин украшены ажурными медальонами с монограммами членов императорской семьи. На правой пластине с лицевой стороны – резное изображение двуглавого орла и надпись Vive Paul Р (Да здравствует Павел П<ервый> – фр.), с оборотной стороны – такой же орёл и надпись Vive Marie (Да здравствует Мария – фр.).

Лицевая сторона экрана украшена аллегорической росписью. В центре, в сиянии – парящий орёл с лавровым венцом в клюве и с перуном в левой лапе; в правой он держит медальон с портретом императора Павла. По сторонам – две женские фигуры с трубами, олицетворяющие Славу; одна из них несёт щит с монограммой императора.

Вокруг них – путти, разбрасывающие цветы. Один из них проливает из рога изобилия поток золота и жемчуга над земной твердью с очерченными на ней контурами России, другой путти несёт в руках развернутый свиток с надписью: «C`est du Nord aujord`hui que nous vient le bonheur» (Ныне благоденствие принёс нам Север – фр.). В этой игре слов кроется прозрачный намёк: le comte et la comtesse du Nord (граф и графиня Северные – фр.) – известный псевдоним, принятый Павлом Петровичем и Марией Фёдоровной во время их путешествия по Европе в 1781-1782 гг.

а.JPG

Оборотная сторона экрана полностью занята каллиграфически выписанным стихотворным сочинением на французском языке – «На новое царствование. Ода России». Под текстом оды значится: Par F. De Meÿs à Moscou le 5 avril 1797 ([Сочинено] Ф. де Мейсом в Москве 5 апреля 1797 – фр.).

На авторе этого произведения остановимся подробнее.

Помимо нашего веера Фердинанд де Мейс оставил несколько аллегорических композиций и портретов, преимущественно миниатюрных. Несмотря на популярность, которой де Мейс пользовался при жизни, французский искусствовед Ж.Р. Фурнье-Сарловез в начале ХХ столетия посвятил ему очерк в сборнике с красноречивым заглавием «Забытые художники» (Artistes oubliés. Paris, 1902): сведения о де Мейсе весьма скудны, и мы не знаем ни даты его рождения, ни даты смерти. Он был валлонцем, уроженцем Фландрии. Биограф называет его отставным офицером «du regiment du Prince de Ligne» (полка принца де Линь – фр.). Имя принцев де Линь носили в австрийской армии пехотный и драгунский полки, сформированные из валлонцев в начале Семилетней войны. Теоретически можно было бы допустить, что де Мейс родился в конце 1730-х гг., но на миниатюрном автопортрете 1792 г. ему не более сорока. Судя по датировке его последних произведений, художник скончался не ранее 1810 г.

Выйдя в отставку, де Мейс посвятил себя искусству и со временем из просвещённого дилетанта, которых в XVIII столетии было великое множество, превратился в профессионального художника, с которым охотно сотрудничали известные европейские гравёры Ж.-Ж. Авриль, О. де Сент-Обен и другие.

Значительную часть своей жизни де Мейс прожил в России, периодически совершая странствия то в Европу, то в Америку. Он был вхож в дома титулованной русской знати – князей Гагариных и Масальских, графов Чернышёвых, Самойловых и Шереметевых. Его художественные приношения милостиво принимала Екатерина Великая. Аллегорическое изображение её знаменитого путешествия в Тавриду (1787) принесло де Мейсу известность благодаря получившей широкое распространение гравюре Ж.Ж. Авриля (1790), исполненной по его оригиналу.

Вероятно, благосклонность, явленная де Мейсу Екатериной, и побудила художника посвятить очередной труд новой императрице. Решение преподнести ей расписной веер своей работы вполне понятно: де Мейс учёл, что Мария Фёдоровна не только ценит прикладное искусство, но и сама создаёт изящные произведения в этом роде. Впрочем, если художественный эффект веера был рассчитан на восприятие императрицы, то главным читателем своей оды автор хотел видеть, конечно, императора.

s1200veer2 (1).jpg

«Ода России» представляет собой настоящий панегирик императору Павлу, новому «небесному светилу»; о художественных достоинствах пространного сочинения можно судить хотя бы по этой строфе в переводе:

Так! Северной звезды свершился горний круг.
Россия, вспрянь! Уже померкший было вдруг
Небесный свод иным светилом осиян.
Бог дал Его в залог блаженства россиян.
И освещает блеск всесильного венца
Державу всю Его, без края и конца.


Однако и в этом произведении мы находим весьма любопытные отзвуки тех вызывающих поступков Павла, которые восстановили против него значительную часть русского общества в первые же дни его правления. Известно, что после кончины Екатерины II Павел приказал эксгумировать останки Петра III, пролежавшие в могиле более трети века, и собственноручно произвёл над ними обряд коронования с тем, чтобы они были погребены вместе с телом императрицы...

Это жутковатое действо де Мейс воспевает как неслыханный пример (example inoüi) сыновней любви:

Отцелюбивый сын! Почтен тобой отец:
Доселе был сему неведом образец!
Ты в мир земной небесный свет излил
И добродетель нам в лице своем явил.


В судьбе веера, созданного Фердинандом де Мейсом, белых пятен не меньше, чем в судьбе самого художника. По-видимому, императорское собрание веер покинул ещё при жизни Марии Фёдоровны, – полагает Юлия Плотникова, хранящая собрание вееров в Отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа, – ибо в завещании императрицы шедевр де Мейса не упоминается.

Источник: здесь + здесь
Tags: 1790-е, Веер, ГЭ, Декоративно-прикладное искусство, Екатерина II, Карты/планы/чертежи, Конец XVIII века, Коронация, Литература/цитаты, Мария Фёдоровна (жена Павла I), Павел I, Слоновая кость
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Сибирская коллекция Петра I

    30 экспонатов, не представленных в постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа. ► Поясная бляха левая. Охота на кабана. Ранний железный век.…

  • Убийства в Эрмитаже

    Мировая история и мифология полны кровожадных сюжетов, которые, несмотря на свою жестокость, легли в основу прекрасных произведений литературы и…

  • Война 1812: художник Петер фон Гесс. (12 картин).

    ГЕСС Петер фон (1792-1871) – баварский придворный художник-баталист, мастер исторической живописи. По заказу императора НИКОЛАЯ I художник в…

  • Франсуа Фламенг в Эрмитаже. (5 картин)

    ► ФЛАМЕНГ Франсуа (1856-1923) «Купание придворных дам в XVIII веке». 1888 г., Франция. Холст, масло. 90 x 115 см. Картина поступила в…

  • Особняк барона Штиглица

    ПРЕМАЦЦИ Луиджи (Людвиг Осипович, 1814-1891) ► «Белая гостиная». 1870 г. Бумага, акварель, белила. 37,5 x 48,5 см. Государственный…

  • Военная галерея Зимнего дворца. А.А. Бибиков

    ► Джордж ДОУ (1781-1829) «Портрет Бибикова Александра Александровича». 1825-1829 гг. Холст, масло. 70 х 62,5 см. Государственный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments