Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

«Утро во дворце Анны Иоанновны»: кто изображён на картине

► ЯКОБИ Валерий Иванович (1834-1902) «Утро во дворце Анны Иоанновны в 1740 г. (Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны)». 1872 г.
Холст, масло.132,5 х 212,3 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.




Судя по сохранившейся переписке, императрица АННА ИОАННОВНА представляла собой классический тип барыни-помещицы. Она любила быть в курсе всех сплетен, личной жизни подданных, собирала вокруг себя шутов и болтушек, которые потешали её.

Шуты при дворе Анны Иоанновны не имели того значения, которым пользовались при ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ. Пётр держал шутов не только для забавы и увеселения, но как одно из орудий насмешки, употреблявшейся им иногда против грубых предрассудков и невежества, коренившихся в обществе. Шуты Петра очень часто резкой и ядовитой остротой клеймили пороки и обнаруживали злоупотребления лиц, даже самых близких к государю. Когда вельможи жаловались царю на слишком бесцеремонное обхождение шутов, он отвечал: «Что вы хотите, чтобы я с ними сделал? Ведь они дураки!».

Шуты АННЫ ИОАННОВНЫ не смели никому высказывать правды в глаза и, по доброй воле или принуждению, исполняли роль простых скоморохов, потешая свою повелительницу забавными выходками, паясничеством, сказками и прибаутками. По свидетельству ДЕРЖАВИНА, всякий раз, как императрица слушала обедню в придворной церкви, шуты садились в лукошки в той комнате, чрез которую ей нужно было проходить во внутренние покои, и кудахтали, подражая наседкам. Иногда государыня заставляла их становиться гуськом, лицом к стене и, по очереди, толкать один другого из всей силы; шуты приходили в азарт, дрались, таскали друг друга за волосы и царапались до крови. Императрица, а за ней и весь двор, восхищались таким зрелищем и помирали со смеху.

Весь склад нравов и обычаев двора императрицы АННЫ ИОАННОВНЫ представлял в высшей степени благодарный сюжет для художников.

На картине Валерия ЯКОБИ изображена спальня недомогающей императрицы. Возможно, это последние дни государыни – в 1740 году она скончалась. БИРОНА (сидит в кресле в небрежной позе у изголовья постели ) и придворных стараются развеселить шуты, играющие в чехарду.

Михаил Алексеевич ГОЛИЦЫН (1687-1775) стоит согнувшись . Этот придворный шут носил прозвище «Квасник». На него вскочил князь Никита Фёдорович ВОЛКОНСКИЙ (?-1740) ❸. Он был назначен шутом при дворе Анны Иоанновны «по давнишней злобе к жене его Аграфене Петровне» (Костомаров). Возвышается над всеми «Царь Касимовский» – Иван Александрович БАЛАКИРЕВ (1699-1763) – доверенный слуга императора Петра I и его супруги Екатерины I . На полу растянулся граф Алексей Петрович АПРАКСИН (1711-1733) . Граф в 1729 г. принял католическую веру, за что императрица и наказала его этой новой «должностью». Со скрипкой изображён Пьетро-Мира ПЕДРИЛЛО (Pedrillo; даты рождения и смерти неизвестны) – любимый шут императрицы . С бичом и привязанным к нему пузырём – Ян Д'АКОСТА (Лакоста; 1665-1740) – бывший придворный шут Петра I ❼.

Государыню, однако, уже не забавляют столь привычные для неё потехи – она едва улыбается. Зато весело смеётся кружок придворной блестящей знати – племянница Анны МОНС красавица статс-дама Наталья Фёдоровна ЛОПУХИНА (1699-1763), её фаворит граф Рейнгольд Густав ЛЕВЕНВОЛЬДЕ (1693-1758) и герцогиня ГЕССЕН-ГОМБУРГСКАЯ. Они втроём сидят в ногах больной и играют в карты, но игра прервана – они любуются на чехарду.

Позади этой группы – граф Бурхард Христофор МИНИХ (1683-1767) и князь Никита Юрьевич ТРУБЕЦКОЙ (1699-1767). Они с озабоченными лицами тихо ведут деловой разговор.

Подле Бирона – его сын, принц КАРЛ ЭРНЕСТ (1728-1801) , стегающий бичом императорских шутов. Ходили слухи, что он был тайным сыном императрицы и её фаворита. В 1740 году ему исполнилось 12 лет, он получил ордена Святого Александра Невского (с бриллиантами) и Святого Андрея Первозванного (на портрете видна синяя орденская лента).

На полу, на шкуре медведя возле постели сидит босоногая карлица-шутиха калмычка Евдокия Ивановна БУЖЕНИНОВА (1710-1742) . В 1739 Анна Иоанновна устроила в знаменитом «ледяном доме» её потешную свадьбу с князем Михаилом ГОЛИЦЫНЫМ.

Что-то нашептывает Бирону (1690-1772) начальник Канцелярии тайных розыскных дел Андрей Иванович УШАКОВ (1672-1747) ⓬. С противоположной стороны постели герцогиня Бенигна Готлиба БИРОН (1703-1782) подаёт больной лекарство. Рядом с Бироном сидят: будущая правительница АННА ЛЕОПОЛЬДОВНА (1718-1746) , французский посол ДЕ ШАТАРДИ и лейб-медик Иван Иванович ЛЕСТОК (Иоганн Германн Лесток или Жан Арман де л’Эсток ; 1692-1767).

В стороне у насеста с попугаями в униженной позе стоит поэт Василий Кириллович ТРЕДИАКОВСКИЙ (1703-1769). В его руках свиток – новая ода. Подобострастный взор Василия Кирилловича устремлён к государыне, но на него никто не обращает внимания.

У входа – обер-егермейстер и кабинет-министр Артемий Петрович ВОЛЫНСКИЙ (1689-1740). Никем из присутствующих не замеченный, он остановился на пороге и с негодованием смотрит на представившееся ему зрелище...

Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны Х.,М. 132,5 × 212,3 см ГТГ.jpg
Tags: 1740-е, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Апраксины, Бирон Э.И., Волконские, Волынский А.П., ГТГ, Голицыны, Живопись 1870-х, Живопись вт. пол. XIX в., Интерьер дворцовый, Картина с путеводителем, Карты игральные, Медвежья шкура, Пётр I, Топ-25 LiveJournal здесь и в группах, Тредиаковский В.К., Утро, Шуты, ЯКОБИ Валерий Иванович
Subscribe

Posts from This Journal “Картина с путеводителем” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments