Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

«Страшный Суд»: что изображено на иконе

Икона «Страшный Суд». 1830-е (?) гг.
Доска, темпера. 1,73 х 2,09 м.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.


Страшный Суд – заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира, Второе Пришествие ИИСУСА ХРИСТА. Композиция «Страшного Суда» сложилась в византийском искусстве к XI в. Книжные миниатюры и храмовые росписи были красочными и изобиловали персонажами и деталями. Тщательно прописанные образы были рассчитаны на внимательное прочтение. На Руси иконы Страшного Суда появились очень рано, вскоре после Крещения. В «Повести временных лет» упоминается эпизод об использовании византийским философом изображения Страшного Суда для проповеди христианства князю ВЛАДИМИРУ, что повлияло на будущее Крещение самого Владимира и Руси.

Икона повторяет в общих чертах иконографическую схему, сложившуюся в византийском искусстве в Х-ХI веках, и, вместе с тем, содержит ряд новых мотивов, которые получили распространение в русской иконописи начиная с ХV-ХVI вв.

В верхней части композиции – фигура Бога Отца, восседающего на роскошном золотом троне, окружённого Ангелами. У каждого в руках зеркало (на церковнославянском – зерцало). Зерцало является символом предначертания, предвидения. Правее – изображение Святой Троицы, Ангелов, прославляющих Троицу, и Архангела Михаила, низвергающего с Небес падших ангелов (бесов).

Слева – рай в образе священного града – Горнего Иерусалима с блаженствующими в нём праведниками. Здесь же изображены Богородица и благоразумный разбойник с большим крестом. Они облачены в царские одежды, с венцами на головах (что для благоразумного разбойника не является традиционным – чаще он изображается обнажённым по пояс с препоясанием на чреслах). Благоразумный разбойник был распят по правую руку Христа (слева от зрителя). Раскаявшись во время крестных мучений, разбойник уверовал в Божественность Спасителя и получил от Господа обетование «ныне же» пребывать с Ним в раю.

Под Горним Иерусалимом – изображение летящих в рай схимников.

В центре композиции, на голубой сфере, Христос во славе – Судия мира. Он простирает руки, правая ладонь раскрыта в жесте даяния и обращена к праведникам в правой от Христа части иконы, левая опущена и указывает на грешников. Ему предстоят скорбные Богоматерь и Иоанн Предтеча – ходатаи за род человеческий на Страшном Суде.

По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шесть с каждой стороны). За апостолами Ангелы с мечами в руках – Небесное воинство. Два ближайших к центру Ангела держат скипетр и державу.

К ногам Христа припадают Адам и Ева – прародители рода человеческого и первые грешники на земле – как образ всего преклонившегося праведного, искуплённого человечества.

В центре под Христом изображён Престол уготованный (этимасия). На нём Крест, орудия Страстей (копьё и губка) и раскрытая «Книга бытия», в которой, по преданию, записаны все слова и дела людей. Книгу держат два Ангела. Рядом – четыре символа евангелистов (Лев, Ангел, телец и орёл). В небесах парят четыре трубящих Архангела. Они должны трубным гласом воззвать всех мёртвых на Страшный Суд, и они же ограждают Церковь и каждого верующего от сил тьмы.

Ниже – весы, «мера дел человеческих». Около весов Ангел борется с бесами за душу человека, которая присутствует тут же, в виде обнаженного юноши. Черти пытаются перетянуть чашу весов злых дел в свою сторону. Содержимое одной чаши весов белое (символ покаяния), другой – чёрное.

Слева сцена «Видение пророка Даниила»: Ангел указывает Даниилу на четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть), или антихристово, – Вавилонское (медведь), Македонское (грифон), Персидское (лев) и Римское (рогатый зверь).

Справа сцена «Земля и море отдают мертвецов» (поднимающиеся из земли и выходящие из пастей рыб фигуры людей – воскресшие из мёртвых).

Ниже, справа и слева, изображены праведные и грешные, восставшие на Суд. В соответствии с иконографической традицией, справа от Христа изображены святые, представленные по чинам – пророки, святители, мученики, преподобные и др. Группы грешников олицетворяют различные народы, причём впереди всех представлены евреи. Перед грешниками изображен пророк Моисей со скрижалью в руках, указывающий им на Христа, в Которого они не поверили во время Его Первого Пришествия на землю.

В правой части иконы – ад, геенна огненная. В аду изображён сатана с душой Иуды на коленях. Иуда Искариот держит кошелёк с 30 сребрениками. В византийском искусстве к XI-XII вв. сложилась устойчивая иконография князя тьмы, олицетворяющего ад: фронтальное изображение страшного обликом полуобнажённого старца с всклокоченными седыми волосами и бородой, восседающего в огненном озере (геенне).

Сатана цепью стягивает толпу грешников (в нижней части иконы) – это представители различных социальных групп (знать, лица в императорских коронах, монахи и даже архиереи).

Под ними в 14-ти клеймах описаны особо тяжкие мучения, которые ожидают грешников. Грешников в композициях «Страшного Суда» всегда изображают нагими. Их нагота – это нагота Адама, который, согрешив, устыдился своего вида и попытался спрятаться от Бога.

В нижнем правом углу – пасть адского зверя, из которой выползает длинный извивающийся змей. Он является дорогой в ад и изображается красным цветом. На змее аллегорические изображения мытарств – искушений грехами, через которые должна пройти человеческая душа, прежде чем она попадет в Царствие Небесное или ад (зависть, уныние, чревоугодие, гнев, гордость...). Изображение змея относится к числу уникальных сюжетов, известных лишь в поздней русской иконописи.

Внизу в центре прикованный к столбу милостивый блудник. В царствование императора Льва Исавра (VIII в.) в Константинополе жил некий богатый человек, который хотя и был милосердным, но до старости пребывал в грехе блуда. Он остался между раем и адом – благодаря своим поступкам он был избавлен от адских мук, но лишён райских блаженств. Этот образ человека, сочетающего в себе добро и зло одновременно, появляется в русской иконописи в XVI-XVII вв. Его образ показывает промежуточное состояние между грешником и праведником, вводя в композицию Страшного Суда новую для неё оценку личности, наделённой противоречиями, а также надежду на прощение человеческих грехов.

Праведники во главе с апостолом Петром, держащим ключи, стремятся к вратам рая. В группе праведников три архиерея в крестчатых фелонях, вероятно, это образы Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Врата стережёт шестикрылый огненный Серафим.

За золотыми вратами и белоснежными стенами – райский сад. Здесь же изображено «Лоно Авраамово» (праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников).

В иконе господствуют голубые и красные цвета. Голубой – небесный, символ чистоты; красный – цвет очищающего и пожирающего пламени.

Страшный суд.jpg

Изображение: источник
То, что икона поступила из Сампсониевского собора - моя версия, основанная на иллюстрациях из альбома А.П. Аплаксина "Сампсониевский собор в С.-Петербурге" (1909)
Tags: Ангелы, Архангел Михаил/храмы, Богородичные праздники/иконы/храмы, Владимир I Святославич, Враг рода человеческого, ГМИР, Живопись 1830-х, Живопись п.п. XIX в., Змеи, Иисус Христос/Господские праздники/иконы, Иуда Искариот, Картина с путеводителем, Первая половина XVIII века, Сампсониевский собор, Св. Иоанн Креститель, Св. ап. Андрей Первозванный/храмы, Св. ап. Варфоломей, Св. ап. Иаков Зеведеев, Св. ап. Иоанн Богослов/храмы, Св. ап. Марк, Св. ап. Матфей, Св. ап. Матфий, Св. ап. Павел/храмы, Св. ап. Пётр/храмы, Св. ап. Симон Кананит, Св. ап. Фаддей (Иуда Иаковлев), Св. ап. Филипп, Св. ап. Фома, Святая Троица/иконы/храмы, Святые/иконопись/иконописцы, Страшный суд (икона)
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments