morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

«В трезвости – счастье народа»

105 лет назад, 28 апреля (11 мая) 1913 года, в России состоялся первый Всероссийский праздник трезвости. В нём приняли участие более 230 обществ и братств трезвости.

Крестный ход в день Всероссийского праздника трезвости..jpg


Предыстория

Первые российские общества трезвости с уставами и продуманной программой действий начали появляться примерно в 1880-х годах. В 1882 году С.А. Рачинским было создано знаменитое Татевское общество трезвости. Наибольшее развитие в истории страны движение за трезвость получило в 1907-1914 годах (между революцией 1905-1907 гг. и Первой мировой войной).

В 1894 году в связи с переходом к государственной винной монополии по всей стране начали создаваться попечительства о народной трезвости – государственные учреждения, целью которых было распространение здравых понятий о вреде пьянства. Члены попечительств о народной трезвости в отличие от других попечительств получали жалование, а сами попечительства пользовались крупным финансированием. К сожалению, деятельность большинства из них была крайне пассивной и малоэффективной.

Наряду с попечительствами в стране создавались различные церковные и гражданские общества трезвости. К 1911 году их насчитывалось более 2000. Они были по преимуществу крестьянскими своему составу, открывались при сельских приходах, а их работой руководил местный священник.

В 1911 г. в Петербурге был создан Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников (ВТСХТ) под девизом «В трезвости – счастье народа». Союз с участием других столичных обществ провёл первые в России городские антиалкогольные дни («праздники трезвости») 28-29 сентября 1911 г. и 23-24 сентября 1912 г. Полученный опыт был использован в подготовке Всероссийского праздника трезвости 28-29 апреля (11-12 мая по новому стилю) 1913 г.

Праздник в Петербурге

В этот день во всех православных храмах столицы с благословения митрополита Владимира (Богоявленского) читалось составленное ВТСХТ воззвание о значении и цели Праздника трезвости. К 14 часам дня к Казанскому собору на Невском проспекте прибыло 26 крестных ходов от церквей из разных районов Петербурга. Митрополит Владимир осенил собравшуюся 70-тысячную толпу чудотворной Казанской иконой Божией Матери, а руководитель церковного Александро-Невского общества трезвости настоятель церкви Воскресения у Варшавского вокзала протоиерей Пётр Алексеевич Миртов обратился к собравшимся с прочувствованной речью. После молебствия, сопровождавшегося пеним грандиозного хора и толпы, крестные ходы вышли на Невский проспект и отправились в свои церкви.

Среди зрителей были розданы десятки тысяч листков о необходимости бороться с употреблением алкоголя. Вечером в 14-ти залах столицы, в т.ч. на заводах и в помещениях обществ трезвости, были устроены чтения «с туманными картинами», а в зале Калашниковской хлебной биржи после лекции была показана кинематографическая лента «Пьянство и его последствия».

29 апреля в столице повсеместно, включая императорские театры во время представлений, допоздна работали около 3500 добровольцев. Они производили денежные сборы в опечатанные кружки на борьбу с пьянством и предлагали жертвователям в подарки цветы, значки и листки. После отчисления Советом Союза одной трети пожертвований другим трезвенным организациям, принявшим участие в сборе, и возмещения расходов на организацию праздника чистый сбор составил всего 456 руб. 69 коп., но велико было идейное значение проведённого мероприятия.

Празднование за пределами столицы

Разрешение на праздник дали не все губернаторы. Он проходил в 63% губерний и областей. По общей программе, разосланной Советом Союза, праздник в других местах Российской империи был устроен 20-ю отделами ВТСХТ в 14 губерниях и ещё 213-ю обществами и братствами трезвости в 52 губерниях. Кроме того, в 25 православных епархиях праздник носил церковный характер, т.е. на богослужениях возносилась усиленная молитва Церкви о помощи страдающим от пьянства.

В следующем году Святейший Синод принял решение о ежегодном праздновании в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября по н. ст.). На время праздника закрывали казённые винные лавки и запрещали продажу алкогольных изделий. Во всех храмах столицы читалось воззвание о значении праздника, силами трезвенников организовывали крестные ходы. Но несмотря на всестороннюю поддержку, просуществовала эта традиция недолго.







0_cf829_7e8f013_orig.jpg

[Текст и иллюстрации]http://www.prosvetcentr.ru/Ask_to/article/articl.php?id_site=6&id_page=53&id_article=274
http://ozersk.prihod.ru/centr-pervocvet/trezvenie/11-sentyabrya-vserossijskij-den-trezvosti/
https://visualhistory.livejournal.com/181834.html
http://office.altsoft.spb.ru/cgakffd/cd/4/showObject.do_object=2001555576.html
http://office.altsoft.spb.ru/cgakffd/cd/4/showObject.do_object=2001550756.html



Tags: 1910-е, XIX век, XX век, Враг рода человеческого, Жанровая живопись/скульптура, Живопись 1900-х, Застолье, Змеи, Исаакиевский собор, Казанский собор (СПб), Кошки, Крестный ход, Крестьянство, Лошади, Петербург/Петроград/Ленинград/область, Рачинский С.А., Ресторан/кафе/таверна, Фотография XIX-нач.XX века, Чаепитие/чайник/самовар
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments