Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Мамаев курган. Шесть скульптур на площади Героев



В центре площади Героев расположен искусственный водоём, слева от которого стоит стена-знамя, на которой начертаны слова писателя Василия Гроссмана из романа «Жизнь и судьба»: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку? Смертны ли они?!» На выходе с площади в стене замурована капсула времени с обращением ветеранов войны к потомкам. Капсула должна быть вскрыта 9 мая 2045 года – в день столетия со дня Победы.

На другом берегу водоёма находятся шесть монументальных скульптурных композиций. В каждой из них художественными методами раскрыта героика великого сражения, подвиг защитников Сталинграда. Открытие комплекса состоялось 15 октября 1967 года. Автор – скульптор-монументалист, народный художник СССР Е.В. Вучетич.

Композиции выполнены из монолитного железобетона, высота каждой скульптурной группы – 6 м, они установлены на облицованных гранитом постаментах размером 2,4 х 2,4 х 1 м.

«Солдат, поддерживающий раненого товарища» – первая из шести монументальных скульптур на площади Героев. Скульптурная композиция состоит из двух фигур воинов-защитников Сталинграда. Опираясь на товарища, раненый боец сжимает в руке гранату. Его друг, помогая раненому, не выпускает из другой руки автомата.



Монумент «Девушка-санитар, несущая раненого бойца» посвящён вкладу женщин в победу на фронтах Великой Отечественной войны. Изображена девушка-санитарка, выносящая на своих плечах раненого солдата с поля боя. История обороны Сталинграда знает многочисленные примеры женской смелости и отваги. В сражении за Сталинград участвовали тысячи женщин, среди которых были связистки, зенитчицы, лётчицы, врачи, медсёстры и санитарки.



«Матрос со связкой гранат и раненый солдат-пехотинец» – третья из шести монументальных скульптурных композиций. Монумент посвящён подвигу моряков в годы Великой Отечественной войны. Изображён морской пехотинец, бросающийся с двумя связками гранат под гусеницы танка противника, рядом с ним – раненый солдат. Прототипом скульптору послужил матрос-пехотинец 193-й стрелковой дивизии Михаил Паникаха, который 2 октября 1942 года, объятый пламенем от бутылки с горючей жидкостью, бросился на фашистский танк и второй бутылкой поджёг его. Здесь же, на Мамаевом кургане, лежит мемориальная плита, посвящённая памяти героя.



«Солдат, поддерживающий раненого командира» – четвертая скульптурная композиция площади. Монумент иллюстрирует, как в годы Великой Отечественной войны рядовые бойцы и командующий состав плечом к плечу встали на защиту Отечества: солдат поддерживает тяжело раненого офицера, который продолжает руководить боем. Сюжет основан на многочисленных примерах из истории войны, когда командиры и солдаты не покидали полей сражений до последних минут своих жизней.



«Раненый боец и воин, подхватывающий знамя» – монумент изображает, как солдат спасает знамя, подхватив его из рук упавшего раненого воина-знаменосца, и идёт в бой.



«Два бойца, сбрасывающие в Волгу свастику и фашистскую гидру» – последняя из шести монументальных композиций на площади Героев. Она символизирует Победу под Сталинградом и крах фашизма: два советских воина уничтожают фашизм в образе змея и разламывают свастику, низвергая их в волжские воды.











Источники: здесь + здесь + здесь
Tags: 1940-е, ВУЧЕТИЧ Евгений Викторович, Волгоград/Сталинград/Царицын, Вторая мировая/Великая Отечественная, Змеи, Памятники, Скульптура 1960-х
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments