Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Св. Евпраксия Рязанская

► ВАСИЛЬЕВ Константин Алексеевич (1942-1976) «Евпраксия Рязанская».
► РУБЦОВ Сергей Семёнович (1938-2012) «Русь поруганная». «Лихолетье».




«Повесть о разорении Рязани Батыем» – наиболее яркий героико-эпический рассказ о нашествии БАТЫЯ. Повесть возникла значительно позже события – захвата и разгрома Рязани осенью 1237 г., вероятнее всего, в п.п. – сер. XIV в. Повесть не является документальным описанием, среди участников битвы названы князья уже умершие (например, ДАВИД МУРОМСКИЙ, скончавшийся в 1228 г.). В Повести героически гибнет ОЛЕГ КРАСНЫЙ, который на самом деле пробыл в плену у Батыя до 1252 г. и умер в 1258 г. Все рязанские князья, участники битвы, называются в тексте братьями. Такое объединение в единую богатырскую рать объясняется тем, что в основе Повести лежат устные эпические предания.

Начинается Повесть в летописном манере: «В лето 6745 … прииде безбожный царь Батый на Русскую землю…». Великий князь рязанский ЮРИЙ ИНГОРЕВИЧ, получив отказ в помощи от владимирского князя, решил умилостивить Батыя дарами. «З дары и молением великим, чтобы не воевал Рязанския земли», к Батыю был послан сын князя ФЁДОР ЮРЬЕВИЧ. Приняв дары, Батый «лестию» обещал не воевать Рязанское княжество, однако потребовад у рязанских князей «дщерей и сестер собе на ложе».

Один из рязанских вельмож из зависти донёс Батыю, что у Фёдора Юрьевича княгиня славилась своей невероятной красотой («от царьска рода и лепотою-телом красна бе зело»). На требование Батыя «видети красоту» жены Фёдора, князь, «посмеяся», сказал: «Аще нас преодолевши, то и женами нашими владети начнеши». Разгневанный столь дерзким ответом Батый приказал убить князя и бросить на растерзание зверям и птицам. Узнав о смерти мужа, княгиня ЕВПРАКСИЯ бросилась с сыном из «превысокого своего храма» (в некоторых списках – терема). Русской Православной церковью княгиня Евпраксия прославлена в лике святых.

Рассказ о гибели в битве рязанских князей-братьев изобилует народно-песенными мотивами. «Удальцы и резвецы» рязанские бьются «храбро и мужественно»; сражаясь, пересаживаются «с коня на конь», хватают татарское оружие, когда притупляется своё, бьются «един с тысящею, а два с тмою». Рязанские воины называются то «удальцы и резвецы, узорочие и воспитание рязанское», то «богатьство резанское». Призыв ЮРИЯ ИНГОРЕВИЧА к своим воинам составлен в традициях высокого воинского красноречия домонгольской Руси: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти». Особенно заметно ощущается эпическая основа эпизода, повествующего о воеводе ЕВПАТИИ КОЛОВРАТЕ.

БАТЫЙ взял город и «во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили... и весь город пожгли, и всю красоту знаменитую. А храмы Божии разорили и в святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили», – так рисует древнерусский автор картину разорения Рязани.

Заключается Повесть подробным рассказом о похоронах павших князей приехавшим из Чернигова князем ИНГВАРЕМ ИНГОРЕВИЧЕМ (1217-1235) – единственным по Повести оставшимся в живых рязанским князем: «Слезы его из очей, как поток текли...» «И обновил (князь) землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри построил, и пришельцев утешил, и людей собрал. И была радость христианам, которых избавил Бог рукою своею крепкою от безбожного и зловерного царя Батыя».
Tags: XIII век, Батый, ВАСИЛЬЕВ Константин Алексеевич, Военная история, Дети, Древнерусская литература/фольклор, Древняя и Удельная Русь, Монголо-татарское иго, Осень, РУБЦОВ Сергей Семёнович, Рябина, Рязань/область, Святые/иконопись/иконописцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments