Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

National Geographic: «Терракотовая армия» раскрывает свои секреты

Восемь с лишним тысяч статуй, охраняющих мавзолей императора Цинь Шихуанди в Сиане, называют «терракотовой армией». Среди изваяний — китайские воины и их лошади; несколько статуй изображают музыкантов, акробатов и чиновников.


► Реконструкция терракотовой армии

Захоронение было обнаружено в марте 1974 года к востоку от горы Лишань, когда местные крестьяне бурили артезианскую скважину. Первый этап раскопок прошёл с 1978 по 1984 годы; работы продолжились в 1985-1986 годах, а в 2009 году начался третий этап раскопок.

Исследования продолжаются до сих пор. Гора Лишань — это рукотворный некрополь первого императора Цинь. Терракотовые статуи, захороненные вместе с ним в 210−209 гг до нашей эры, должны были сопровождать его в загробный мир. Помимо глиняных изваяний, в последний путь с императором были отправлены его наложницы и другие слуги.


► Фото: Pixabay.com

Фигуры воинов являются настоящими произведениями искусства: все они выполнялись вручную и с использованием различных методик. Каждая из восьми тысяч статуй имеет свои уникальные черты и даже выражение лица. После того, как статуе была придана необходимая форма, она обжигалась и покрывалась специальной органической глазурью, поверх которой наносилась краска.

Ученым удалось установить, что лошадей изготавливали непосредственно рядом с некрополем — по всей видимости, чтобы упростить их транспортировку: масса каждой такой скульптуры составляет около 200 килограммов. Воины весят не более 135 килограммов, и место их изготовления остается не известным до сих пор.


► Фото: Pixabay.com

Новое исследование провели археологи из Великобритании и Китая. Они сделали петрографический анализ состава материала не только терракотовых солдат, но также статуй акробатов и различных мелких артефактов, захороненных возле мавзолея. Выяснилось, что хотя глину в её общей массе добывали неподалеку от гробницы — состав примесей в разных фигурах различался. В частности, в фигуры людей был добавлен песок, внутри фигурки глиняной птицы были найдены остатки растений, а укреплявшие яму кирпичи состоят из смеси тёмной и светлой глины.

На основании этого ученые сделали вывод о том, что над созданием многотысячной армии и окружавших её предметов работали несколько разных мастерских. Каждая из них имела свой фирменный стиль. Песок делал глину эластичнее и крепче, но утяжелял конструкцию. А растительные элементы, также позволявшие укрепить изделие, делали его более лёгким. Ещё одним открытием стала температура обжига: в настоящее время при работе с подобным материалом мастера нагревают глину до +900…+1000 ˚C, тогда как в древности китайские специалисты успешно справлялись с задачей при +750 ˚C.


► Фото: Pixabay.com

Между тем, сама гробница императора Цинь Шихуанди остается нетронутой. Археологи не вскрывали её: все таящиеся в ней артефакты чрезвычайно уязвимы для воздуха и света. Обеспечить их сохранность смогут лишь новые, более совершенные методы консервации, которые ещё предстоит изобрести.

Раскопки погребального комплекса ведутся несколько десятилетий, однако пока исследовано менее одного процента его огромной — 90 квадратных километров — площади. В 2011 году были начаты раскопки на двух склонах центрального могильного холма высотой 76 метров. Десять лет назад здесь обнаружили группу терракотовых акробатов и силачей, и новые поиски, как считает директор музея У Юнци, сулят «сенсационные находки».

Музей терракотовой армии в Сиани — это толпа однотонных коричневых воинов. А ведь когда-то армия ослепляла буйством красок — так повелел правитель, чьи грандиозные амбиции простирались далеко за пределы земного царства.


► Фото: Pixabay.com

Цинь Шихуан стал первым императором, объединившим Китай под властью одной династии. Он правил с 221-го по 210 год до нашей эры и за это время успел свершить немало. Этот тиран и реформатор унифицировал национальную письменность, систему мер и денежных единиц. Он объединил несколько местных защитных сооружений, сделав их грандиозной Великой Китайской стеной. За государственными делами Цинь Шихуан не забывал и с размахом готовиться к жизни загробной. Причём его армия глиняных солдат и коней совершенно не походила на траурную процессию — разве могут вызывать мрачные ассоциации яркие всполохи красного и зелёного, пурпурного и жёлтого?

Но, увы, из всего этого красочного великолепия мало что выдержало испытание временем. А когда статуи стали извлекать наружу, археологи лишь беспомощно разводили руками — пережившие подземный плен остатки красок мгновенно будто истаивали в сухом воздухе Сиани: при попадании на воздух лак на краске начинал трескаться уже через 15 секунд и полностью отслаивался за 4 минуты.


► Фото: Pixabay.com

В 1985 году в склепе №1 стряслась беда. Рабочий украл голову воина — и поплатился за это своей собственной головой. Раскопки приостановились на долгие годы — зато за это время китайские учёные совместно со специалистами из Баварского государственного управления по охране памятников культуры в Германии придумали, как спасти красочное облачение терракотовой армии с помощью особого вещества, полиэтиленгликоля.

Теперь археологи, едва обнаружив раскрашенный фрагмент, опрыскивают его раствором, а затем оборачивают плёнкой, чтобы удержать защитную влагу. Метод работает. Фортуна вообще повернулась к учёным: за три последних года они обнаружили более сотни статуй, в том числе частично раскрашенных — у некоторых из воинов чёрные волосы, розовые лица, чёрные или карие, то есть коричневые, глаза. Лучше всего сохранились статуи на самом дне раскопа: их сберёг слой грязи.

Самые яркие цветные фрагменты отправляют на исследования вместе с окружавшим их грунтом. Дело в том, что прилегающая к глиняным черепкам почва «скопировала» многие ныне уже утраченные цвета — как оказалось, на грунте древние краски держатся гораздо лучше, чем на глазури. «Для нас земля тоже артефакт», — говорит Жун Бо, глава химической лаборатории музея. Он участвовал в изобретении вещества, которое закрепляет грунт, сохраняя на нём красочный слой. Теперь надо найти способ переносить эти краски обратно на статуи — и тогда воины предстанут перед посетителями музея в своем истинном цвете.

Прежде ученые стремились тщательно заштукатурить все повреждения — но сегодня, когда исторической достоверности придается особое значение, ряды новых воинов, выстраивающихся в западной части раскопа, выставляют свои изъяны напоказ.


► Присев на корточки возле новых находок, Ян Цзин’и очищает их от грунта, прежде чем отправить на реставрацию. Раскопки идут полным ходом, и археологи подбираются всё ближе к центральному могильному холму, где, без сомнения, их ждет масса сюрпризов. Фото: О. Луис Маззатента


► До наших дней дошли лишь бледные следы того фейерверка красок, который являла собой терракотовая армия 22 века назад. Тем не менее и эти следы — кладезь знаний об истории одежды, оружия и доспехов. Судя по данному фрагменту, древние китайские доспехи — это кусочки кожи, скрепленные красной тесьмой. Рука воина сжимает невидимое оружие. Фото: О. Луис Маззатента



► Чтобы вылепить лицо воина, скульптор выбирал одну из нескольких десятков форм. Затем он добавлял детали: в его арсенале имелись разные причёски, уши, брови, усы и бороды. Тело лепилось отдельно и тоже представляло собой комбинацию стандартных элементов. При взгляде на строй таких воинов создавалось впечатление бесконечного разнообразия – как будто и правда стоят живые люди. Фото: О. Луис Маззатента



National Geographic: Брук Лармер и Анастасия Баринова
Tags: До нашей эры, Китай, Реставрация
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment