morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Описание «в лицах» свадьбы царя Михаила Фёдоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой (илл. 24-44)

Часть 1
Часть 3

24.


Наступил один из самых торжественных моментов. Евдокия Лукьяновна ожидала жениха в Грановитой палате. К царю Михаилу Фёдоровичу в Золотую палату пришёл посланный от посаженного отца Ивана Никитича Романова князь Данила Иванович Мезецкий со словами: «Государь Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всея Росии! Боярин Иван Никитич велел тебе говорити, прося у Бога милости, время тебе Государю идти к своему делу».

25.


Царь, поклонившись образам и получив благословение от протопопа Благовещенского собора, двинулся с поезжанами и дружками в Грановитую палату. Перед ним шли князь Иван Никитич Одоевской «с товарищи», думной дьяк Иван Граматин. «Протопоп благовещенской шел пред Государем со Крестом, а путь пред Государем кропил Святою водою Крестовой недельной поп». Михаила Фёдоровича вёл под руку тысяцкий боярин князь Иван Борисович Черкасский. За ними шли стольники и стряпчие.

Из глоссария:
Крестовые попы и дьяки состояли при царской (крестовой) церкви в XV—XVII вв., получали царское жалование. В их обязанности входило чтение псалмов, канонов, пение на клиросе.

26. 27.



Когда государь вошёл в Грановитую палату, протопоп прочитал «Достойно есть» и благословил государя крестом. Государев дружка князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский поднял с места князь Якова Черкасского, восседающего рядом с невестой. С государева места сняли сорок соболей и дали держать дьяку Андрею Подлесову. Михаила Фёдоровича и Евдокию Лукьяновну посадили рядом друг с другом.

«Боярину Ивану Никитичу Романову с товарищи велел Государь сести в большом месте в лавке, а подле его жена его, а подле ее Княж Андреева Даниловича Сицкого Княгиня Феодора Семеновна, и иные Боярыни с Государевы и Государынины стороны по местам». Напротив сидели князья Иван Борисочич Черкасский, Иван Иванович Шуйской, Юрья Яншеевич Сулешев, Иван Иванович Одоевской, Алексей Юрьевич Сицкий, окольничий Феодор Леонтьевич Бутурлин. «А в кривом столе сидели в лавке Бояре: Князь Иван Никитич Одоевской с товарищи, а в скамье Благовещенский протопоп Максим, а у Бояр в лавке и у протопопа в скамье сидели поезжане».

28. 29. 30.




Состоялся обряд причесывания голов: «говорил протопоп Максим молитву Покровению главе, а после того сваха большая Царю и Великому Князю и Царевне часала голову». «А чарку с медом, во что гребешок омачивали, держал дьяк Дементий Образцов. А свечи Царя и Великого Князя и Царевнину в то время зажигали Богоявленскими вечерними свечами». На царицу одели кику – головной убор замужней женщины, «и покров положили и покрыли убрусом; а убрус был унизан жемчугом, с дробницами золотыми». После сваха осыпала молодых осыпалом.

Из глоссария:
Дробницы – крупные фигурные металлические (золотые или серебряные) накладки. Дробницы украшались золочением, резьбой, чернью, эмалью. Изображения на дробницах были двух видов: 1) фигуры Христа, Богоматери, святых; 2) растительный или геометрический орнамент.

31.


По благословению царского отца и матери резали калач («перепечю») и сыр. «А Царицын большой дружка подносил ко Государю от Царевны и Великия Княгини убрусец тафтан, низан жемчугом, и ширинку и коровай».

32. 33. 34.




После того, как от невесты дар принял жених, были посланы подарки царским родителям: «к Великому Государю Святейшему Патриарху Филарету Никитичу Московскому и всея России и к Великой Государыне инокине Марфе от Царевны и Великой Княжны ходил с убрусцом с низаным, и с ширинкою, и с перепечею, и с сыром Царицын большой дружка Боярин Михайло Борисович Шеин». Такие же дары отсылались жившей на покое в Тихвине вдове царя Ивана Грозного царице Дарье (Анне Алексеевне Колтовской) и другим участникам свадебных торжеств.

35.


После этого царь и царица отправились в Успенский собор, где должно было происходить собственно венчание. В это время в Грановитой палате первую скатерть, «на которой резали короваи и сыр», сняли и отдали «на дворец, ключникам имянно, и велено беречь, запечатав, а на столе остались две скатерти».

36. 37.



Спустившись «сенми да лесницею, что у Грановитой палаты», царь сел верхом на специально приведённого из государевой конюшни аргамака, а государыня расположилась в санях. Аргамака подводили к царю конюший князь Борис Михайлович Лыков и ясельничей Богдан Матвеевич Глебов. Впереди царя ехали 40 поезжан, в основном молодые стольники, дети знати, а также «дворяне большие». За поезжанами шли дружки и тысяцкий «мало поперед Государя по стороны». Боярин князь Борис Михайлович Лыков во время следования процессии шёл пешком рядом с царём.

«А государыня ехала в санях больших и на алцовских, обиты атласы золотными, а против ее сидели четыре свахи». За санями Евдокиеи Лукьяновны шли окольничей князь Григорий Константинович Волконской, дьяк Иван Болотников, «да Дворяня Московские 23 человека». Из двадцати трех человек шестеро принадлежали к роду Стрешневых – это были дядья и другие родственники царицы. «Для бережения, чтоб никто между Государева и Государынина пути не переходил, шли Царицыны дети Боярские 20 человек».

Из глоссария:
Аргамак – порода лошадей.
Инальцовские сани – свадебные сани. Использовались также для перевоза приданого, в похоронном обряде, при встрече и проводах наиболее почетных гостей; название происходит от итал. innalzare – «повышать», «поднимать».

38. 39.



В Успенский собор царь и царица вошли «в сторонные двери, что от Архангела» (то есть в ближние к Архангельскому собору). «А тысяцкий и дружка шли пред ним Государем, а Государыню в церковь вели под руки свахи большия, а меньшия свахи за Государынею Царевною». Перед царём несли свечи, каравай и фонари.
На царского аргамака сел конюший князь Борис Михайлович Лыков, а в сани на место царицы сел окольничий князь Григорий Константинович Волконской. «Царицыны дети Боярские в то время берегли путь, чтоб между Государева коня и Царицыных саней не переходил никто».
В самом соборе царские шатерничие приготовили места, на которые царь и царица должны были сесть после совершения обряда: «а у леваго у столба поставлена была скамейка, на скамье послан был ковер кизылбасской золотной, да положены два сголовья, бархат червчат, с золотом в один цвет».
Михаил Фёдорович и Евдокия Лукьяновна встали «близко Царских дверей, на том месте, где стоял амвон, а амвона в то время не было; а подножие под Государя и под Государыню слал стольник Князь Феодор княж Алексеев сын Сицкаго, камку червчату кувтерь три аршина, свив вдвое, а на ней положено было сорок соболей, по двадцати соболей головами в место».

Из глоссария:
Клирос – место на солее, возвышение перед иконостасом, на котором стоят чтецы и певцы в русской православной церкви.
Кизылбасский – персидский.
Кувтерь, куфтерь – род гладкой камки, однотонной шёлковой ткани с двусторонним узором.

40.


Наконец, благовещенский протопоп Максим «обручал Государя и Царицу и венчал по Священному Преданию». «А вино фряжское держал в склянице Боярин Василий Петрович Морозов, а несли за ним то вино и скляницу два человека погребных ключников, а шли все в золоте, а наливали вино в скляницу с отливкою» Молодым после венчания трижды, переменяясь, дали выпить фряжского вина, после чего скляницу отдали в алтарь.

41. 42.



После венчания царь и царица сели на заранее приготовленные места и приготовились слушать речь священника. Протопоп Максим прочёл поучение «по Священному Преданию» «и им Государем здравствовал». Вслед за протопопом, под торжественное пение певчих дьяков («демеством большое»), тысяцкий, дружки и все бояре, которые были в церкви, тоже «здравствовали Государю и Царице».

Из глоссария:
Демество – демественный напев, старинный церковный напев.

43. 44.



После венчания процессия вышла из собора в те же двери. Михаил Фёдорович и Евдокия Лукьяновна шли, держась за руки. Царь вновь сел на своего аргамака, а царица заняла своё место в санях. «А путь Государю и Государыне до аргамака и до саней стлали те же стряпчие».

Источники:
[Список]сайт http://iskusstvoed.ru
https://moscowsteps.com/opisanie-torzhestva-1
http://andcvet.narod.ru/BGK/brak1/sam.html
http://romanovy.rusarchives.ru/mihail-fedorovich/opisanie-v-licah-svadby-carya-mihaila-fedorovicha-s-evdokiey-lukyanovnoy
Российский общеобразовательный портал
Щербакова О. «История Казанского храма в Узком»
https://dlib.rsl.ru/viewer/01007496053?login=1#?page=31&view=page
Козляков В.Н. «Михаил Федорович»

Tags: 1810-е, XVII век, Бекетов П.П., Евдокия (жена Михаила Фёдоровича), Застолье, Иллюстрации книжные/к произведениям, Инокиня Марфа (мать Михаила Фёдоровича), Интерьер дворцовый, Интерьер храмовый/монастырский, Картина с путеводителем, Книги, Кулинария/национальная/обрядовая кухня, Лошади, Михаил Фёдорович, Москва XVII века в живописи, Московский Кремль/Красная площадь, Патриарх Филарет, Русское царство, Свадебные обряды, Соболи, Успенский собор (Москва), Хронологии
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments