morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Описание «в лицах» свадьбы царя Михаила Фёдоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой (илл. 45-66)

Часть 1
Часть 2

45.


После венчания в Успенском соборе Московского Кремля вся процессия вернулась в Грановитую палату, где начался пир. Не пришлось присутствовать на нём боярину князю Борису Михайловичу Лыкову: у него была в это время особенная роль – разъезжая на царском аргамаке с обнажённым мечом, он должен был охранять сенник от злых сил.

46. 47.



В Грановитой палате царь и царица заняли свои места. «И после того Царь и Великий Князь велел пред себя Государя на столы ставить ества и подавать вина фрязския».

Когда для новобрачных закончился праздничный стол, большой царский дружка приготовил для царя и царицы «куря верченое», то есть завернул в скатерть курицу «с блюдом и с перепечью и с солонкою» и отнёс в сенник, отдав . «имянно» боярину Фёдору Ивановичу Шереметеву.

48. 49.



Михаил Фёдорович, встав из-за стола, взял супругу за руку и повёл в сенник. Молодых до дверей сенника провожали тысяцкий, свахи и дружки. У дверей боярин Иван Никитич Романов произнёс им напутственное слово:

«Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всея России! По воле Всемогущаго и Всесильнаго в Троице славимого Бога нашего, и по благословению Отца твоего Великого Государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея России и Матери твоея Великия Государыни иноки Марфы Иоанновны, изволил ты Государь по Преданию Апостольскому и Святых Отец правилом сочетатися законному браку в наследие вечно вашему Царскому роду, во обладание великих Государств ваших, а поняти за себя Царицу и Великую Княгиню Евдокию Лукьяновну; и ты, Великий Государь, свою Царицу, а нашу Государыню приемли и держи, как человеколюбивый Бог в Законе нашем истинныя Христианския Веры устроил, и Апостоли и Отцы предаша».

Посаженная мать, жена Ивана Никитича Романова, «положа на себя шубу соболью, шерстью вверх, сыпала Царя и Великого Князя и его Царицу осыпалом».

50.


Подробно расписано убранство сенника, в котором молодые провели первую брачную ночь. «А в хоромах и в сенях во всех, куда Государю и Государыне проходиши, и у сенника поставлены были на всех четырех стенах по Иконе, обложены серебром. А в сеннике во всех четырех стенах по Иконе, с низанными застенками с нарядными. Да над дверьми внутри и с надворья и над окны в сеннике поставлены были Кресты золотые с мощьми». «А сенник устраивали и подбивали коврами золотными».
За всеми деталями устройства царской постели («послали под постелю тридевять снопов ржаных а на верх того семь перин и бумажников и сголовей бархатных и камчатных, и атласных, и покрыли одеялом») наблюдали боярин Федор Иванович Шереметев, окольничий Лев Иванович Долматов-Карпов (тоже из ближней родни Романовых) и отец царицы Лукьян Степанович Стрешнев. «А как несли в сенник постели Государския, и в то время несли пред постелью два Образа: Рождество Христово, да Рождество Пресвятыя Богородицы, да Крест Воздвизательный и поставили у постели в головах; да в сенникеж у Государя в головах поставили Образ Пресвятыя Богородицы со Младенцом, письмо Чудотворца Петра».
Свечи поставили «в одну кадь во пшеницу, у постели в головах, а обручи свеч не снимали три дни, а как отошли три дни, и свечи обе соскали вместе и поставили в церкви».
«А у постели в головах положены были два сголовенца, а на них шапки Государевы а в ногах положен ковер, да одеяло, да шуба соболья и покрыто простынею».

Из глоссария:
Соскать – скрутить, свивать.
Кадь, кадка – большая деревянная ёмкость, сужающаяся кверху, используемая для хранения воды, круп, муки.
Крест Воздвизательный (Воздвизальный) – крест, который выносится во время праздника Воздвижения Креста Господня на престол во время вечерни, а затем заутрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения.
Бумажник – хлопчатобумажный тюфяк.

51. 52.



После того как царь Михаил и царица Евдокия остались в сеннике, пир в Грановитой палате продолжился. «И сели Бояре за большим столом по правой стороне, а поезжане и Дворяне по левой стороне, а Мать и Боярыни шли в Царицыны хоромы».

53.


«А после того по времени велел государь Бояр, Отца, и Мать, и Тысяцкого, и друшек, и свах и Боярынь ближних, которые в комнате, и которые у постели, позвать к себе, и кормили Государя в сенях перед сенником Отец и Мать, и Бояре ближние; а Государыню кормили в сеннике Мать, и свахи и Боярыни, которыя в комнате, и которыя у постели. А ествы были приказныя».

54. 55.



Свадьба продолжалась четыре дня. Следующий день (понедельник) был посвящён царскому выходу в «мылну». «Кушал государь в мыльне. А ества были приказные, и жаловал Государь подавал ближним Боярам ества, а Бояр и Окольничих жаловал подавал романею в кубках». «А государыня царица кушала в избушке».

В этот день совершился известный обычай, когда присутствовавшие впервые могли увидеть лицо невесты: «роскрывал Государыню Царицу Боярин Иван Никитич Романов, покров поднял стрелою». Подготавливая невесту к венчанию, её косу разделяли стрелою, а гребень, которым расчесывали волосы, обмакивали в мёд или вино. Стрела, которой на следующий день после бракосочетания приподымали покров молодой, в свадебном обряде была символом плодородия и орудием, освящавшим союз.

Из глоссария:
Романея — заграничное виноградное вино высокого качества, сладкая настойка на фряжском вине.

56.


«А после того пожаловал Государь велел видеть свои Царские и Царицыны очи всем Боярам и Окольничим и Думным людям в сеннике».

57.


«А после того кормили Государя и Государыню кашею, а каша была в дву горшечках фарфоровых на одном блюде, обогнуты двумя парами соболей, а держал кашу Государев большой дружка, а перед Государынею кашу держала большая сваха. А в то время государь пошел в мыльну, во весь день и до вечера, и в ночи на дворце играли в сурмы и в трубы, и били по накрам».

Из глоссария:
Сурна – старинный духовой музыкальный инструмент.
Накры – старинный ударный музыкальный инструмент.

58.


«А стол того дни у Государя был в большей Грановитой палате, а за столом Государь сидел за золотым близко стены, а с ним Царица и великая Княгиня, а у нея стояли свахи, да свахам же, для опотчивания поставлен был столик невеликий выше большого Боярского стола». За столами сидели посаженные отец и мать, тысяцкий, бояри и дворяне.

59.


«А после стола Царица и Великая Княгиня пошла в свои хоромы, и стол был у Царицы, большой в ее хоромех».

60. 61. 62.




И во второй и третий дни царские «столы» накрывали в Грановитой палате. На четвертый день, «в среду, в третьем часу дня», царь принимал отца, патриарха Филарета, и высшее духовенство в малой Золотой палате. Знаком особого внимания к отцу была встреча патриарха «в сенях»: «И Великий Государь Святейший Патриарх пришел ко Государю в палату, со всеми властьми, и Государь Царь и Великий Князь встретил Отца своего Великого Государя в сенях».

Патриарх Филарет благословил сына и невестку иконою Пресвятой Богородицы «обложен чеканом» и крестом «золотым с каменьи и с жемчуги».

63. 64.



Царь Михаил Фёдорович и патриарх Филарет сели «по местом на золотных сголовьях», после чего были объявлены дары, «по росписи, а что было даров и тому записка на казенном дворе». Следом свои дары приносили митрополиты, епископы, архимандриты и игумены «по чину»: «кубки серебряные, и стопы, атласы золотые, и соболи». За ними шли с дарами «Бояре и Думные люди, а после Бояр ходили с дары гости, и гостиныя, и суконныя и черныя сотни торговые люди».

65.


Царь Михаил Фёдорович и патриарх Филарет пошли к царице Евдокии в её хоромы, где патриарх благословил государыню «крестом воздвизательным, и кропил Святою водою потомуж, что и Государя, и здраствовал Государыне с Государем; а после того Государыню Царицу благословил Образом, да Крестом золотым». После этого царица принимала «здраствования» и подарки.

66.


В тот день патриарх Филарет присутствовал на пиру в Грановитой палате. «А стол был в Грановитой палате, по обычаю, без свадебных чинов, а взвары и овощи подавали Государю, и в столы ставили по свадебному обычаю».

Источники:
[Список]сайт http://iskusstvoed.ru
https://moscowsteps.com/opisanie-torzhestva-1
http://andcvet.narod.ru/BGK/brak1/sam.html
http://romanovy.rusarchives.ru/mihail-fedorovich/opisanie-v-licah-svadby-carya-mihaila-fedorovicha-s-evdokiey-lukyanovnoy
Российский общеобразовательный портал
Щербакова О. «История Казанского храма в Узком»
https://dlib.rsl.ru/viewer/01007496053?login=1#?page=31&view=page
Козляков В.Н. «Михаил Федорович»
Tags: 1810-е, XVII век, Бекетов П.П., Евдокия (жена Михаила Фёдоровича), Жемчуг, Застолье, Иллюстрации книжные/к произведениям, Интерьер дворцовый, Интерьер храмовый/монастырский, Картина с путеводителем, Кулинария/национальная/обрядовая кухня, Лошади, Михаил Фёдорович, Москва XVII века в живописи, Патриарх Филарет, Русское царство, Свадебные обряды, Свечи, Соболи, Хронологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments