Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

«Лица России». Портретная галерея Русского музея (3)

Часть 1
Часть 2
Часть 4

41.

Угрюмов Григорий Иванович (1764-1823)
Портрет купца. 1790-е гг.
Холст, масло. 75,5 х 60 см.
Пост. в 1917 из собрания князя В. Н. Аргутинского-Долгорукова, Петроград


О том, что на портрете изображён представитель купеческого сословия, свидетельствует как одежда, так и причёска неизвестного. В одежде купца на портрете работы Угрюмова можно заметить элементы, заимствованные из другой – дворянской культуры: например, шёлковый в полоску камзол с косым воротником-стойкой. Именно эта деталь и позволяет датировать портрет 1790-ми годами. Этот портрет – один из ряда купеческих портретов, написанных Угрюмовым. Столь определённый выбор заказчиков свидетельствует о том, что художник, сын купца-жестянщика (избранного от купечества Ярославской губернии депутатом в Комиссию по составлению проектов Нового Уложения), до конца жизни сохранил связи с сословием, из которого вышел.

42.

Аргунов Николай Иванович (1771 - после 1829) (?)
Портрет неизвестного (купца?). 1818 г.
Холст, масло. 65 х 53,3 см.
Справа на фоне: N Argounoff/ 1818
Пост. в 1928 из ГМФ; ранее – собрание М. И. Шульмана, Петроград


Костюм и причёска изображённого позволяют предполагать, что на портрете представлен купец. Портрет интересен и значим не только качеством живописи, но и как образец изображения представителя важной социальной группы.

43.

Неизвестный художник
Портрет купца с линейкой и циркулем. Сер. XIX в.
Холст, масло. 67 x 53,5 см.
Пост. в 1987 из Салона-выставки № 1, Ленинград


Прическа «в скобку», отпущенная борода и костюм указывают на принадлежность изображённого к купеческому сословию. А инструменты, с которыми он представлен, – линейка в правой руке и лежащий рядом циркуль, – скорее всего, служат указанием на то, что портретируемый был знаком с арифметикой и геометрией и применял свои знания именно в этой области (строительный подрядчик?). Портрет исполнен художником, не получившим академического образования. Его автор принадлежит к явлению, получившему название «профессиональный примитив (инсита)».

44.

Крылов Гурий Иоасафович (Асафович) (1805? - 1841?)
Портрет купца. 1830-е гг.
Холст, масло. 78 х 61 см.
Пост. в 1907 от И. И. Ваулина, Санкт-Петербург.


Подобный покрой кафтана и причёску можно встретить на купеческих портретах как второй половины XVIII, так и первой половины XIX века: в своём развитии купеческий костюм почти не менялся. Вместе с тем этот портрет, безусловно, несёт в себе отпечаток времени. Уютная расслабленность в позе купца, облокотившегося на угол стола с книгами, и рука, подпирающая щеку (задумался, замечтался, прочитав раскрытую страницу), и тонкая, мягкая лепка светом расположенной по диагонали зеленовато-серой фигуры свидетельствуют о принадлежности портрета 1830-м годам. В каждом изгибе, каждой складке кафтана таится живописная находка. И хотя Гурий Крылов не был фактическим учеником Венецианова, достижения венециановской школы явно отразились в творчестве этого художника.

45.

Аргунов Николай Иванович (1771 - после 1829)
Портрет И. В. Варгина. Около 1814 г.
Холст, масло. 67 х 53,7 см.
Пост. в 1903, дар В.Н. Лясковского


Варгин Иван Васильевич (1790-е - ?) – из семьи серпуховских купцов Варгиных; брат известного подрядчика и фабриканта Василия Васильевича Варгина (1791-1859), сын богатого серпуховского купца Василия Васильевича Варгина-старшего (? - 1830). Начало династии Варгиных положил Василий Алексеевич Варгин, бывший приказчиком у серпуховского купца Кишкина.

46.

Яковлев Гавриил Иванович (1819-1862) ?
Портрет купца. 1840-е гг.
Холст, масло. 53 х 44,5 (овал)
Пост. в 1939 через ЛЗК


Покрой костюма, модный жилет и белоснежная сорочка в сочетании с характерной «простонародной» стрижкой и окладистой бородой указывают на сословную принадлежность представленного на портрете мужчины. Это преуспевающий купец. При всей сложности развития торговли и предпринимательства купечество в России 1840-х добивалось все больших успехов и приобретало очевидную социальную значимость. Тот факт, что портрет написан на довольно высоком профессиональном уровне, говорит о том, что заказчик осознаёт собственный статус, а явное стремление автора портрета придать купцу особенно одухотворённое выражение – о стремлении угодить важному заказчику.

47.

Яковлев Гавриил Иванович (1819-1862) ?
Портрет купчихи. 1840-е гг.
Холст, масло. 53 х 44,5 (овал)
Пост. в 1939 через ЛЗК


Вторая четверть XIX века характеризуется усиливающимся стремлением иметь заказные портреты близких людей. Автор портрета сосредоточен на точной передаче внешнего сходства, равно как и узора на шали, особенно тщательно он изображает все особенности чепца с лентами, по-видимому являющегося предметом гордости портретируемой. Картина представляет интерес и как характерный образец творчества мастеров провинциального круга, обычно не получавших академического образования и перенимавших свои навыки от случайных учителей или наследующих семейное ремесло. Такие художники, иногда обозначаемые как представители «неакадемического» направления или «профессионального примитива», обслуживали широкие пласты населения от мелкопоместного дворянства и провинциального чиновничества до купечества и духовенства.

48.

Рокотов Фёдор Степанович (1735-1808)
Портрет И.Л. Голенищева-Кутузова. Между 1762 и 1764 гг.
Холст, масло. 57 х 45 см.
Пост. в 1921 из ЭК Наркомвнешторга; ранее – собрание барона Н. Е. Врангеля, Санкт-Петербург


Голенищев-Кутузов Иван Логгинович (1729-1802) – адмирал, крупный военно-морской деятель. В молодости служил в Балтийском флоте, занимал высокие посты, вплоть до вице-президента Адмиралтейств-коллегии. С 1762 по 1802 главный директор Морского кадетского корпуса. Наставник «по морской части» малолетнего великого князя Павла Петровича (бывшего тогда генерал-адмиралом). Почётный член ИАХ, действительный член Российской академии и ряда иностранных академий. Изображён в мундире Морского кадетского корпуса образца 1762-1764 годов.

49.

Рокотов Фёдор Степанович (1735-1808)
Портрет князя Г. С. Волконского. Между 1780 и 1786 гг.
Холст, масло. 71,5 х 56,5 (овал)
Пост. в 1923 из ГМФ; ранее (до 1917) – собрание князя Н. В. Репнина, имение Яготин Пирятинского уезда Полтавской губернии


Волконский Григорий Семенович (1742-1824) – князь, генерал русской армии, участник русско-турецких войн. Его имя тесно связано с Н.В. Репниным (на дочери которого Г.С. Волконский был женат), П.А. Румянцевым, А.В. Суворовым, М.И. Кутузовым. С 1803 по 1817 годы оренбургский военный губернатор. Отец декабриста князя С.Г. Волконского. Изображён в мундире генерал-поручика российской армейской пехоты времени царствования Екатерины II с орденами Св. Анны (звезда и лента) и Св. Георгия 4-й степени (крест с бантом в петлице).

50.

Рокотов Фёдор Степанович (1735-1808)
Портрет А. Н. Сенявина. 1770-е гг.
Холст, масло. 56 х 43,5 см.
Пост. в 1920 из БООП; ранее – собрание Воронцовых-Дашковых, Петроград


Сенявин Алексей Наумович (1716-1797) – флотоводец, один из основателей Черноморского флота. С 1768 контр-адмирал; с 1775 адмирал. В начале русско-турецкой войны 1768-1774 годов создал Донскую флотилию, которая под его командованием успешно действовала на Азовском море против турок. Помогал сухопутным войскам овладеть Крымом. С 1794 член Адмиралтейств-коллегии. Изображён в вицмундире российского военного флота с орденами Св. Александра Невского (лента) и Св. Анны (крест).

51.

Сердюков Григорий (около 1744 - после 1785)
Портрет полковника армейской пехоты. 1778 г.
Холст, масло. 94 х 72 см.
На обороте: пiсалъ. грiгореi. сердюковъ 1778-году
Пост. в 1960 от Б. А. Сергеева


Персонаж представлен в зелёном мундире с красными лацканами и обшлагами, соответствующем мундиру армейской пехоты. О чине полковника свидетельствуют красный камзол с золотым галуном и офицерский шарф на поясе. Импозантная поза военного, опирающегося на трость, полная достоинства выправка, спокойная уверенность и осознание важности собственной персоны придают этому конкретному изображению черты, свойственные представителям социальной группы, которую он представляет.

52.

Аргунов Николай Иванович (1771 - после 1829)
Портрет П.С. Рунича. 1817 г.
Холст, масло. 134 х 103 см.
Справа, по краю столешницы: П: Николай Аргуновъ/ 1817 года
Пост. в 1923 из МАХ, Ленинград


Рунич Павел Степанович (1747-1825) – сын выходца из Венгрии, учился в Сухопутном шляхетском корпусе. Состоял в Комиссии по расследованию восстания Пугачева. Автор «Записок о пугачевском бунте». Друг Н.И. Новикова. При Павле I – губернатор в Вятке и Владимире. Тайный советник, сенатор (1805). Почётный любитель ИАХ.

Изображён в сенаторском мундире с орденами Св. Александра Невского (крест и звезда на ленте) и Св. Анны 1-й степени (крест на шее); на груди медаль «В память Отечественной войны 1812 года» (бронзовая на Владимирской ленте). На столе лежит лист бумаги с надписью: «Мнение / Тайного Советника, Сенатора и / Кавалера Рунича». Портрет исполнен как программа, за которую автор получил звание академика (1818).

53.

Неизвестный художник
Портрет Я.Е. Сиверса. Конец 1790-х – начало 1800-х гг.
Холст, масло. 99,5 x 80 см.
Пост. в 1930 из ГЭ, Ленинград


Сиверс Яков Ефимович (Яков Иоанн; 1731-1808) – граф, в молодости состоял на дипломатической службе при посольстве в Копенгагене и Лондоне. Участник Семилетней войны. Генерал-губернатор Новгородский, Тверской и Псковский (1776-1781). 1789-1791 – посол в Польше. При Павле I – сенатор, начальник воспитательных домов, с 1797 – начальник «водяных коммуникаций». В 1798 возведён в профессорское достоинство.

Изображён в мальтийском мундире с чёрными лацканами, золотыми пуговицами с мальтийским крестом и золотыми эполетами. Ордена: Св. Андрея Первозванного (чересплечная лента с крестом на конце и звездой на груди; 1793), Св. Владимира 1-й степени (чересплечная лента и звезда на груди; 1793), Св. Анны 1-й степени (крест на шее при старших орденах; 1767), Св. Иоанна Иерусалимского большого креста (на шейной ленте и шитая звезда на груди; 1798), Св. Лазаря (французский восьмиугольный крест мальтийской формы на шейной ленте и звезда на груди).

54.

Неизвестный художник
Портрет И.В. Кусова. Начало 1800-х гг.
Холст, масло. 52 х 44 см.
Пост. в 1984 от О. И. Еремеева, Ленинград


Кусов Иван Васильевич (1750–1819) – единственный наследник купца-миллионера Василия Григорьевича Кусова. После смерти отца значительно расширил дело: стал одним из учредителей Российско-Американской компании; его конторы были открыты в Дании, Голландии, Португалии, Америке. С 1799 как представитель петербургского купечества участвовал в заседаниях Совета при императорском дворе. С 1800 – коммерции советник. За пожертвования в кампанию 1812 года получил бронзовую медаль. В 1817 награждён орденом Св. Владимира 4-й степени. С 1818 – член Совета государственных кредитных установлений. Был известен своей широкой благотворительностью.

Изображён в мундире кавалера Великого Русского приорства ордена Св. Иоанна Иерусалимского, которым был пожалован 19 декабря 1800 года. Как выяснилось в результате технологического исследования, орден Св. Владимира 4-й степени и бронзовая медаль за 1812 год приписаны позднее. Портрет является фрагментом большого, возможно поколенного, полотна: в послереволюционные годы, чтобы спасти его, потомку Ивана Васильевича пришлось обрезать первоначальное изображение по грудь. До наших дней от большого портрета сохранился фрагмент кисти руки, также находящийся в ГРМ.

55.

Тончи Сальваторе (Николай Иванович; 1756-1844)
Портрет графа Ф.В. Ростопчина. 1800 г.
Холст, масло. 70 х 57 см.
Пост. в 1923 из МАХ, Петроград


Ростопчин (Растопчин) Фёдор Васильевич (1763/65-1826) – граф Российской империи с 1799 г. Камер-юнкер, камергер при Дворе великого князя Павла Петровича. Любимец Павла I. В день его вступления на престол произведён в генерал-майоры и генерал-адъютанты. Действительный тайный советник (1798). Президент Коллегии иностранных дел, великий канцлер ордена Св. Иоанна Иерусалимского, член Государственного совета (1800). Попал в немилость и с 1801 жил в Москве. Генерал-губернатор Москвы в 1812. Прославился в борьбе с Наполеоном как организатор московского ополчения. 30 августа 1814 уволен в отставку. Покровитель искусств, владелец картинной галереи, почётный любитель ИАХ (1799). Умер 18 января 1826. Погребён в Москве на Пятницком кладбище. Изображён в мальтийском мундире, с орденами Св. Андрея Первозванного (лента и звезда), Св. Иоанна Иерусалимского (крест и звезда). На золотой цепи на шее неизвестный орденский знак.

56.

Неизвестный художник
Портрет князя Д.И. Лобанова-Ростовского. 1820-1830-е гг.
Холст, масло. 71,5 х 58,5 см.
На обороте: Кн. Дмитрiй Ивановичъ Лобановъ-Ростовскiй [умер] 1838
Пост. в 1897 из собрания князя А.Б. Лобанова-Ростовского, Санкт-Петербург.


Лобанов-Ростовский Дмитрий Иванович (1758-1838) – князь; государственный деятель, генерал от инфантерии. Службу начал в 1779 г. прапорщиком гвардии. Участник второй русско-турецкой войны (1787-1791), отличился под Очаковом (1788), при штурме Измаила (1789). Награждён орденом Св. Георгия 4-й степени. Участвовал в переговорах, предшествовавших подписанию Тильзитского мира. Награждён французским орденом Почётного легиона Большого креста (1807). В 1808 назначен лифляндским, эстляндским и курляндским генерал-губернатором и военным губернатором Санкт-Петербурга. С началом Отечественной войны 1812 года – воинский начальник на территории от Ярославля до Воронежа. К сентябрю 1812 г. сформировал 8 пехотных и 4 егерских полка, составивших 2 пехотных дивизии. В начале 1813 назначен главнокомандующим Резервной армией. В 1814 – член Государственного совета, в 1817 – министр юстиции. В 1822 отказался от предложения императора Александра I возглавить Военное министерство, ссылаясь на возраст. В 1826 исполнял обязанности генерал-прокурора в Верховном уголовном суде по делу о восстании на Сенатской площади. В 1827 г. был уволен в отставку.

57.

Неизвестный художник
Портрет П.Х. Витгенштейна. Не ранее 1813 г.
Пергамент, пастель. 29,5 х 20,5 см.
Пост. в 1919 из собрания П.П. Сувчинского, Петроград.


Витгенштейн Пётр Христианович (1768–1843) – генерал от кавалерии. Участник войны с Францией 1805-1807, один из ведущих полководцев Отечественной войны 1812 и Заграничных походов 1813-1814. С 1818 – главнокомандующий 2-й армией на юге России. Участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829. С 1829 – в отставке.

Изображен в общегенеральском мундире с орденами: Св. Андрея Первозванного (лента и звезда), Св. Владимира 1-й степени (звезда), Св. Георгия 2-й степени (крест на шее и звезда), Марии Терезии 2-й степени (австрийский; крест на шее), Красного Орла (прусский; крест), медалями «В память Отечественной войны 1812 года» (серебряная на Андреевской ленте) и «За взятие Праги» (золотой крест в петлице).

58.

Доу Джордж Эдуард (1781-1829)
Портрет Д.Д. Куруты. 1823 г.
Холст, масло. 70 х 62 см.
Справа внизу: Geo Dawe R. A. Pinx t 1823
Пост. в 1929 из Музея истории города, Ленинград


Курута Дмитрий Дмитриевич (1770-1833) – выходец из Греции, на русской службе с 1787 года. Участник кампаний 1805 и 1806-1807 годов. В 1812 – обер-квартирмейстер гвардейского корпуса. В 1816 – генерал-лейтенант, начальник штаба польских войск, гофмаршал при Дворе великого князя Константина Павловича в Варшаве, в 1828 – генерал от инфантерии. В 1826 возведён в графское достоинство.

Изображён в квартирмейстерском мундире с орденами Св. Александра Невского (звезда), Св. Владимира 2-й степени (звезда и крест на шее), Св. Анны 1-й степени (крест с бриллиантами), Белого Орла (звезда), Леопольда 2-й степени (австрийский; крест), Максимилиана Иосифа (баварский; крест), Кульмским крестом (прусский). В колодке: орден Св. Георгия 4-й степени, медаль «В память Отечественной войны 1812 года» (серебряная на Андреевской ленте) и орден Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест).

Идентичное (неподписное) повторение, выполненное «не позднее 1825», находится в Военной галерее Зимнего дворца.

59.

Неизвестный художник
Портрет Д. Н. Бантыш-Каменского. 1820-е гг.
Холст, масло. 65 x 55 см.
На обороте: Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский сконч. 25 января 1850 г. на 63 году жизни погребен в Москве в Донском монастыре
Пост. в 1955 от В.В. Васильевой


Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1778-1850) – военный историк, археограф, писатель и биограф. Служил в Московском архиве Коллегии иностранных дел (с 1800). В 1808-1809 в составе делегации Коллегии иностранных дел посетил Молдавию, Валахию, Сербию. В Отечественную войну 1812 года участвовал в эвакуации документов Московского архива в Нижний Новгород. Выполнял дипломатические поручения Коллегии иностранных дел во Франции, Австрии и Италии (1814-1816). С 1816 чиновник по особым поручениям, с 1821 правитель канцелярии малороссийского военного губернатора князя Н.Г. Репнина в Полтаве. Изучал архив Малороссийской коллегии, архив князя Репнина и другие, собирал местные летописи, акты и другие исторические материалы, которые легли в основу его трудов. Действительный член Императорского Московского общества истории и древностей России (1823); почётный член Императорского общества испытателей природы. Награждён орденами Св. Владимира, Св. Анны. В 1825-1828 тобольский, в 1836-1838 – виленский губернатор.

В военной историографии известен как автор изданий: «Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов» (СПб, 1840-1841), «Деяния знаменитых полководцев и министров, служивших в царствование государя императора Петра Великого» (М., 1812-1813). Главные его произведения – «История Малой России» (1822), «Словарь достопамятных людей русской земли» (1836) – были известны А.С. Пушкину. В 1834-1835 они вели переписку в связи с работой Пушкина над «Историей Пугачева», для которой Бантыш-Каменский предоставил неизданные материалы своего «Словаря достопамятных людей».

60.

Демут-Малиновский Василий Иванович (1779-1846)
Портрет М.Н. Муравьева. 1820 г.
Бюст. Мрамор. 60 х 44 х 32 см.
На лицевой стороне: Михайло Никитичъ Муравьевъ
Пост. в 1918 от В. М. Татищевой, Петроград


Муравьев Михаил Никитич (1757-1807) – российский общественный деятель, писатель; сенатор (1801), товарищ министра народного просвещения (1803), попечитель Московского университета (1803), академик Российской академии (1804).

Источники:
Русский музей представляет: Портретная галерея Русского музея. Лица России / Альманах. Вып. 359. – СПб: Palace Editions, 2012.
«Лица России. Портретная галерея Русского музея» на Википедии
Сайт Арт-каталог
Сайт Gallerix.ru
Tags: АРГУНОВ Николай Иванович, Волконские, ГРМ, ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ Василий Иванович, ДОУ Джордж, КРЫЛОВ Гурий Иоасафович, Купечество, Лобановы-Ростовские, Неизвестный художник/скульптор, Орден Белого Орла, Орден Почётного легиона, Орден Святого Александра Невского, Орден Святого Андрея Первозванного, Орден Святого Владимира, Орден Святого Георгия/Георгиевский крест, Орден Святого Иоанна Иерусалимского, Орден Святой Анны, Портрет, РОКОТОВ Фёдор Степанович, СЕРДЮКОВ Григорий, ТОНЧИ Сальваторе, УГРЮМОВ Григорий Иванович, Форма/доспехи/оружие, ЯКОВЛЕВ Гавриил Иванович
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments