morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

«Сокровища затонувшего корабля „Невероятный“» Дэмиена Хёрста



Экспозицию «Сокровища затонувшего корабля „Невероятный“» («Treasures from the Wreck of the Unbelievable»), представленную в 2017 году в Венеции, под покровом тайны в течение десятилетия создавал самый спорный и финансово удачливый современный художник Дэмиен Хёрст (Damien Hirst). Это был первый в истории случай, когда оба центра Палаццо Грасси и Пунта делла Догана были предоставлены одному автору. Обе роскошные площадки принадлежат французскому магнату Франсуа Пино, крупнейшему коллекционеру современного искусства, владельцу Christie’s и верному поклоннику таланта Хёрста.

Выставка была построена как лабиринт из сокровищ с корабля Apistos («Невероятный»), якобы затонувшего 2000 лет назад: огромные бронзовые богини-воительницы, ни на что не похожие мраморные бюсты и черепа циклопов, молитвенные фигурки, греческие доспехи, китайские колокола, гробницы, урны, таблицы, витрины с драгоценными украшениями и монетами. По легенде, корабль пошёл ко дну у берегов Восточной Африки. На его борту находилась обширная коллекция произведений искусства, принадлежащая освобождённому рабу по имени Сиф Амотан II. Собрание включало артефакты всех исчезнувших цивилизаций и направлялось на некий музейный остров, где должно было быть выставлено напоказ. Судно затонуло, и все его ценности безмятежно покоились в морских глубинах до 2008 года.

Все это – невероятная, потрясающая воображение концепция, придуманная и осуществлённая Дэмиеном Хёрстом. Для пущего правдоподобия многие работы автор декорировал «кораллами» невероятных расцветок. Тема кораблекрушения, «обнаружения» и «спасения» бесценного груза была дополнена крупноформатными фотографиями и видеокадрами с водолазами, работающими у берегов архипелага Занзибар. С океанического дна команда поднимала удивительные скульптуры, в числе которых «Ребёнок Мёртвого Короля», «Медуза Горгона» и многие другие. По сведениям Artnet.com, для того, чтобы опускать гигантские бронзовые статуи на дно Индийского океана, а затем поднимать их, были наняты специальные спасательные корабли.


«Гидра и Кали, обнаруженные четырьмя водолазами». Фото: Christoph Gerigk © Damien Hirst and Science Ltd.

Каждый экспонат на выставке был сделан в трёх экземплярах. В первом варианте он выглядит как сокровище, поднятое с морского дня («Коралл» на языке Хёрста); во втором — как спасённая реликвия, восстановленная современными реставраторами («Сокровище»); а в третьем — как воспроизведение псевдоисторического объекта («Копия»). Чтобы создать музейное собрание артефактов, вызывающее ассоциации с древним миром, Хёрст использовал множество дорогостоящих материалов — малахит, золото, лазурит и нефрит... В Пунта делла Догана выставлялись крупные произведения; в палаццо Грасси многие экспонаты повторялись и были уменьшенными копиями.


«Демон с чашей». Фото: Andrea Merola / EPA / Scanpix / LETA





Этот гигант выглядит бронзовым, а на самом деле сделан из пластика. Фото: Awakening / Getty Images


Фото: Маша Лопатова


Фото: О. Кабанова / Ведомости



«Сфинкс» (вариант «Коралл»); вторая — «Сфинкс» (вариант «Сокровище»). Оба фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.


Фото Михаила Пеньевского

Стоит отметить, что во всём этом тщательно проработанном антураже мелькали лица музыканта Фаррелла Уильямса, модели Кейт Мосс, певиц Рианны и Йоланди Фиссер, не говоря уже о статуе Микки Мауса. Сам Дэмиен Хёрст предстал в бронзовой работе «Бюст коллекционера Сифа Амотана II», намекая на то, что он не только создатель, но и собиратель произведений искусства.


«Микки». Фото: Awakening / Getty Images


Фото: Awakening / Getty Images


Фото: О. Кабанова / Ведомости

После выставки фотографии впечатляющих экспонатов затопили интернет, а критики ведущих мировых изданий разразились рецензиями. В них было много больших чисел (стоимость производства – 50 млн фунтов, общая площадь – 5000 кв. м, высота одного из экспонатов – 18 м) и много снисходительности к «неуёмным амбициям» и «безграничным финансам» Хёрста. Ставили в вину шокирующую интерпретацию мифологии и слишком вольное обращение с историей искусства. Алайстер Сук из The Telegraph даже сострил, что поднятые (по легенде художника) из океана сокровища надо опять утопить.

По словам самого Хёрста, стоимость выставки «Treasures from the Wreck of the Unbelievable» составила более 50 млн фунтов стерлингов. Цены на отдельные предметы колеблются от нескольких сотен до миллионов.


«Воин и медведь» Фото: Mirco Toniolo / AGF / REX / Vida Press


Фото: О. Кабанова / Ведомости


Фото: Маша Лопатова


Фото: Маша Лопатова


Фото: Awakening / Getty Images


«Облик Кэти Иштар Йо-Ланди». Фото: Mirco Toniolo / AGF / REX / Vida Press


Инсталляция на выставке «Сокровища затонувшего корабля „Невероятный“». Фото: Awakening / Getty Images


Фото: Маша Лопатова


«Гидра и Кали». Фото: Miguel Medina / AFP / Scanpix / LETA


«Гидра и Кали» (две версии) и «Гидра и Кали под водой (подводная фотография Кристофа Геригка)». Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.


Фото: Маша Лопатова


Фото: Маша Лопатова


«Две Гаруды». Фото: Miguel Medina / AFP / Scanpix / LETA


Фото: Маша Лопатова


Бюст Тадухеппы, младшей жены египетского фараона Аменхотепа III. Фото: Miguel Medina / AFP / Scanpix / LETA


«Метаморфозы». Фото: Mirco Toniolo / AGF / REX / Vida Press


«Кронос, пожирающий своих детей». Фото: Andrea Merola / ANSA / AP / Scanpix / LETA


«Календарный камень». Фото: Andrea Merola / EPA / Scanpix / LETA


Фото: Маша Лопатова


«Пять обнажённых гречанок», «Пять античных торсов», «Обнажённая гречанка» (три версии). Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.


«Череп Циклопа» и «Водолазы изучают череп Циклопа (подводная фотография)». Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.


Фото Михаила Пеньевского


«Отрубленная голова Медузы». Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.


«Отрубленная голова Медузы». Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.


«Печаль». Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.


«Неизвестный фараон» (фрагмент). Моделью для этой работы явно послужил американский певец, рэпер, продюсер, музыкант и дизайнер одежды Фаррелл Уильямс. Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.


«Протей». Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.


«Нефритовый Будда». Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.


«Останки Аполлона». Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.


Фото: О. Кабанова / Ведомости


Фото: Маша Лопатова


Фото: Маша Лопатова


Фото: Маша Лопатова


Фото Михаила Пеньевского


Фото: Маша Лопатова


Фото Art Media ARTNEWS


Фото Art Media ARTNEWS


Фото: Маша Лопатова


Фото Михаила Пеньевского


Фото: Маша Лопатова


Фото: Маша Лопатова


Фото: Маша Лопатова







Источники:
Сайт Meduza
Сайт Артхив
Ведомости
Маша Лопатова
Инесса Плескачевская
Art Media ARTNEWS
Tags: Дисней, Медведи, Мифология/фольклор/народные традиции, Скульптура XXI в., Сфинксы
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments