morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Портреты Жана Виктора Моро из собрания Государственного Эрмитажа

"Среди десяти церквей, украшающих Невский проспект, - писал французский поэт Ф. Ансело, посетивший Петербург в 1826 году, - есть одна католическая; <...> в ней заключена могила, на которую француз не может смотреть без боли: это могила Моро".

Проспери Кристофоро (ок. 1769 - после 1816) Портрет генерала Жана Моро. Начало XIX в.
Гипс. 66 х 52 см. С тыльной стороны справа на обрезе: C.Prosperi fecit. На ножке спереди: Moreau
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.



Во время революционных войн имя генерала Моро было столь же популярно, сколь имя генерала Бонапарта; победа Моро при Гогенлиндене едва ли не затмила победу Наполеона при Маренго. Моро не был честолюбив, но отличался независимостью и обладал высоким чувством собственного достоинства. Он оставался убежденным республиканцем, и избрание Бонапарта пожизненным консулом вызвало у Моро негодование, которое он не скрывал.

Накануне провозглашения Наполеона императором Моро обвинили в причастности к заговору Кадудаля и приговорили к двум годам тюрьмы за то лишь, что он не донёс на заговорщиков. Бонапарт, ожидавший от судей смертного приговора, был разочарован; он почёл за благо заменить заключение изгнанием. "Нас было двое, - вспоминал Наполеон на острове Св. Елены, - а нужен был только один".

Леваше Шарль Франсуа Габриель (работал-1780-1820-е гг.). Портрет генерала Моро. Первая четверть XIX в.
Бумага, меццо-тинто. 62,6 х 44,7 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.



Моро отправился в Америку. Там он оставался до 1813 года, ведя жизнь частного человека, но живо интересуясь драматическими событиями, потрясавшими Европу. В Европе также не раз вспоминали генерала-изгнанника.

Намерение привлечь Моро к участию в борьбе с Наполеоном император Александр I вынашивал с 1805 года; в жизнь этот замысел воплотился лишь в 1813 году.

Приглашение генерала Моро было воспринято в среде союзников неоднозначно. Австрийцы, неоднократно терпевшие от Моро сокрушительные поражения, восторга от его появления не выражали.

"Мы, русские, вообще более прочих европейских народов пристрастные ко всему новому, - вспоминал позднее штабс-капитан А.И. Михайловский-Данилевский, офицер свиты императора Александра, - видели в генерале Моро вящее ручательство победы". Однако и в русском обществе это мнение разделяли далеко не все: иные припоминали Моро поражение, которое он потерпел в Италии от Суворова; другие считали зазорным сам факт обращения к иноземцу за спасением. Княжна Варвара Туркестанова писала 8 августа 1813 года: "Что до меня, то кровь у меня закипает, когда подумаю, как радуются тому, что русские могут смотреть на иностранца, как будто на освободителя России". И даже ликование в свете по поводу прибытия Моро неделю спустя не поколебало княжну: "Напрасно будут мне золотить эту пилюлю: я всегда буду чувствовать её дурной вкус".

Кокере Пьер-Шарль (1761-ок. 1832). Художник Ледрю Илер (1769-1841). Портрет генерала Моро. Первая четверть XIX в.
Бумага, меццо-тинто. 58 х 40 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.



Горький привкус своего нового положения ощущал и сам Моро. Михайловский-Данилевский, видевший главную черту французского генерала в "привязанности его к неблагодарному его отечеству", рассказывает: "Однажды, рассуждая о взаимном положении армий, он сказал: "Неприятели могут сделать такое-то движение, - и вдруг, переменясь в лице, он произнес громким голосом: - Боже мой! я называю их неприятелями, а между ними есть, может быть, пятьдесят тысяч воинов, с которыми я сражался вместе!"...

Моро отказался надеть чужой мундир и носил гражданское платье.

13 (25) августа 1813 г. союзники приблизились к Дрездену, являвшемуся ключом операционной линии Наполеона. Перед саксонской столицей их взорам предстало несколько французских колонн. Моро счёл необходимым немедленно атаковать их, поскольку основные силы Наполеона противостояли в Силезии прусским войскам Блюхера. Однако австрийцы отказались атаковать французов до прихода всех союзных сил. Лишь утром 14 августа союзники обложили Дрезден.

Вследствие этой нерешительности между Моро и австрийским фельдмаршалом князем Шварценбергом, главнокомандующим войсками коалиции, произошло острое столкновение. Моро швырнул шляпу оземь и в сердцах бросил оппоненту: "Я больше не удивляюсь, что вот уже семнадцать лет вы всегда биты!"

Сражение при Дрездене длилось два дня. В первый день, 14 (26) августа, войска союзников штурмовали Дрезден, но были отбиты подошедшей армией Наполеона. Сражение шло под проливным дождём и угасло с наступлением темноты.

В пятом часу утра 15 (27) августа император Александр со своим штабом был уже на позиции. Дождь по-прежнему лил как из ведра. В шестом часу заговорила артиллерия. Около двух пополудни французское ядро смертельно ранило Моро, находившегося в непосредственной близости от императора: оно раздробило правое бедро генерала и оторвало икру левой ноги. На импровизированных носилках из казачьих пик раненого доставили в ближайшую деревню, где лейб-медик Яков Виллие ампутировал ему обе ноги...

Моро перевезли в городок Лаун (ныне Лоуны в Чехии); там он и скончался 22 августа (2 сентября) 1813 года. Ему было 50 лет.

"Мне не в чем себя упрекнуть", - произнёс он перед смертью.

Терните Вильгельм (1786-1871) "Генерал Моро на смертном одре". 1813 г.
Бумага, карандаш. 18 х 23 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.



Саксонский крестьянин снял с правой ноги Моро, отрезанной Виллие, сапог и после отступления союзников, в надежде на награду, преподнёс его королю Саксонии Фридриху Августу I, верному вассалу Наполеона. Тот передал сапог императору в знак доказательства тяжёлого ранения одного из высокопоставленных офицеров коалиции. Но в штабе Наполеона установили только, что сапог сшит не во Франции и не в Англии...

"Государь окружил его трогательными попечениями, - вспоминала Р. Эдлинг о последних днях Моро, - семейство его осыпано благодеяниями..." Сердце генерала было запаяно в серебряный сосуд и доставлено вдове; тело Моро в сопровождении его бывшего адъютанта отправлено в Петербург для торжественного погребения.

Стадлер Джозеф Константин; Гиртин, Ж. Автор гравюры: Обертен Франсуа (1773-1821) "Символическое изображение Европы, оплакивающей смерть генерала Моро". 1813 г.
Бумага, акватинта цветная, акварель. 30,5 х 19,6 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.



Моро с воинскими почестями похоронили в католическом храме св. Екатерины Александрийской на Невском проспекте 3 (14) октября 1813 г. Церемония была пышной: на неё отпустили огромную сумму в 21 454 р. 40 коп. Церковь была переполнена; вокруг катафалка, изготовленного по проекту Дж. Кваренги, толпились русские министры, генералы и французские эмигранты. В большинстве своём собравшиеся были чужды покойному при его жизни.

"Посреди равнодушной толпы, собравшейся на эти странные похороны, - рассказывает Р. Эдлинг, - внезапно появились две фигуры, поспешно протеснились ко гробу и с плачем кинулись на него. То были адъютант покойного и его маленький негр".

Жан-Батист Рапатель, адъютант Моро, пережил своего командира и друга всего на полгода. В сражении при Фер-Шампенуазе он с белым платком подъехал к французскому каре, намереваясь уговорить соотечественников сдаться во избежание бессмысленного кровопролития. Полковник Рапатель был убит французской пулей, как Моро был сражён французским ядром.

Тойберт Франц (1783-ок. 1853) "Вид Дрездена и памятник генералу Моро". Около 1815 г.
Бумага, гуашь, перо тушью. 57,5 х 77 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.



Виктор Файбисович "Родина"
Tags: 1810-е, XIX век, Александр I, Базилика св. Екатерины (СПб), Военная история, ГЭ, Германия, Живопись 1810-х, Живопись п.п. XIX в., Наполеон I/Наполеоновские войны, Портрет, Похоронные традиции/кладбища/траур, Скульптура нач. XIX в., Франция
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments