morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Памятник Василию Ивановичу Чапаеву в Санкт-Петербурге



В небольшом петербургском сквере около Военной академии связи им. С.М. Буденного расположена уникальная скульптурная группа. Бронзовый памятник интересен тем, что каждая из восьми фигур, расположенных на постаменте, имеет своего прототипа. Монумент, олицетворяющий мужество и героизм, был установлен в осаждённом Ленинграде суровой зимой 1942-1943 годов.

В 1932 году в Самаре на площади имени Чапаева на гранитном пьедестале была установлена скульптурная группа из восьми человек. В центре на горячем коне с шашкой наголо изображён легендарный комдив Василий Иванович Чапаев. Рядом - его сподвижники, служившие в знаменитой дивизии. Автором проекта является скульптор Матвей Генрихович Манизер. На момент установки монументальная композиция являлась одной из самых больших в Советском Союзе.  Общая высота бронзового 12-ти тонного памятника составляла 4,5 метра (высота постамента 1,3 м и скульптурной группы — 3 м). За создание монумента автору присвоено звание заслуженного художника СССР.

Памятник на площади Чапаева очень понравился первому секретарю Ленинградского обкома Сергею Мироновичу Кирову, приехавшему в Самару по делам. По его личной просьбе в 1934 году отлили копию этой скульптурной композиции, которую Киров планировал установить в ЦПКиО в Ленинграде. К сожалению, осуществлению данного плана помешала трагическая гибель Сергея Мироновича.

Монумент, дублирующий самарскую скульптурную группу, был выполнен на ленинградском заводе художественного литья "Монументскульптура". Скульптуру привезли на Елагин остров и оставили в районе Масляного луга. Причины, по которым памятник не был установлен, неизвестны. К началу Великой Отечественной войны он оказался во дворе дома № 34 по Крестовскому проспекту.

Почти все скульптуры имеют реальные прототипы. Фигуру знаменитого комдива Василия Ивановича Чапаева лепили с его старшего сына Александра, имевшего удивительное портретное сходство с отцом. Прототипом единственной женщины стала самарская ткачиха с говорящей фамилией Ткачёва. С земли поднимается боец с характерными башкирскими чертами лица. Для этой фигуры позировал поэт и военный врач Гайса Галиакберович Юсупов, в дальнейшем погибший в августе 1941 года при налёте фашистов на полевой госпиталь. Моделью для татарина стал один из многочисленных волжских грузчиков. Его имя история не сохранила, так же как и имена людей с которых лепились русский партизан, молодой красноармеец, комиссар и краснофлотец.

Присутствует и простительное отступление от реальности: согласно историческим фактам, в жизни Чапаев предпочитал передвигаться на машине, да и в его пехотной дивизии в те времена уже не было кавалерийского подразделения. Там имелся наиболее сильный и современный автобронедивизион, причём в его состав входили даже танки, привезённые англичанами. Но для романтического образа это не так уж и важно.

Для поддержания боевого духа в осаждённом Ленинграде осенью 1943 года было принято решение установить скульптуру рядом со зданием Военной академии связи. Жители блокадного Ленинграда, несмотря на мороз, голод, обстрелы и разруху, не только сохраняли и спасали памятники родного города, но и создавали новые! По приказу П.В. Борисова — начальника стрелково-пулемётных курсов Ленинградского фронта — скульптура была перевезена с Крестовского проспекта во двор Академии. Курсанты переместили памятник во двор и подняли на временный деревянный постамент.

В 1960-х годах для памятника Чапаеву архитектором Николаем Фёдоровичем Бровкиным был спроектирован гранитный постамент. По идее автора, монумент должен был располагаться на плитах, уложенных друг на друга и лежащих уступами. Строительные работы курировались Государственным музеем городской скульптуры. При установке памятник был повёрнут на 90° и теперь направление движения композиции — в сторону центра города. Скульптурная композиция была помещена на гранитный постамент в предпраздничные дни 4 ноября 1968 года. Сразу стало понятно: из-за специфики выбранного шрифта и расположения стыков плит, складывается впечатление, что фамилия легендарного комдива написана неправильно.

К сожалению, это — не единственная проблема. Вскоре после установки монумента на пьедестал вандалы отломили шашку Чапаева. Администрацией было принято неординарное решение — оружие комдива стало съёмным. Теперь шашку Василия Ивановича прикручивают только в дни торжеств.





Источник здесь и здесь
Tags: Лошади, МАНИЗЕР Генрих Матвеевич, Памятники, Портрет, С, Самара/Куйбышев/область, Скульптура 1930-х, Скульптура п.п. XX в., Чапаев В.И.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments