Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Белюкин Дмитрий «Белая Россия. Исход»

► БЕЛЮКИН Дмитрий Анатольевич (р. 1962) «Белая Россия. Исход». 1992-1994 гг.
Холст, масло. 252 x 440 см.




Комментарий автора:

«Замысел этой картины возник у меня ещё в институтские годы, и потом, где бы я ни был – во время службы в армии, при росписи храма в Новосибирске, поездке в Ростов-на-Дону – я старался найти тех, кто мог бы стать её персонажами. Юношеский размах задуманного был ещё шире, чем у моего любимого КОРИНА в «Руси уходящей»: показать не только духовенство и монашество, но и другие сословия России, которым новая власть отказала в праве на существование. Это офицеры и рядовые армии и новой гвардии – корниловских и дроздовских полков, купечество, артистическая богема, гимназисты и лицеисты, депутаты Госдумы и сановники Двора, профессора, поэты и сёстры милосердия. И.А. БУНИН в шляпе стоит вдалеке, слева у трубы, остальные – собирательные типы людей, олицетворяющие собой образ русского человека, навсегда уходящий в прошлое.

Для меня всегда очень важна деталь – это дополнительный рассказ о персонаже или событии. Епитрахиль у полкового батюшки древняя, эпохи первой русской смуты XVII века, полулатаная и бережно передаваемая от священника к священнику, она прошла много войн и видела множество смертей. Надетая на подрясник, она говорит о только что совершенном Таинстве исповеди умирающего полковника в бекеше с седлом под головой. Хотелось бы, чтобы зритель не торопился, не убегал от полотна, а постепенно погружаясь в него, находил какие-то новые детали, незаметные поначалу. В классической живописи существует много почти утраченных ныне секретов и приёмов как «заставить» глаз зрителя вернуться к нужному смысловому образу или детали.

Ещё о деталях в картине. Наверное, многие заметили дыры в обшивке корабля, говорящие о том, что по нему стреляли с берега. Без комментариев можно также оставить стреляные гильзы на палубе и брошенную в суматохе куклу… Но часть важных деталей поверхностный взгляд может упустить или проскочить, не расшифровав. Например, седла, взятые с собой казаками и кавалеристами и уже совершенно не нужные на чужбине, уздечки и даже переметные сумы и кобуры, набитые овсом, для оставленных на берегу верных товарищей-коней. А вот при полном параде старый генерал-адъютант с Анненской лентой, насильно впихнутый родными на корабль. Может быть, он спокойно готовился встретить смерть дома, не видя своей вины перед Родиной, которой служил всю жизнь… Среди толпы выглядывают околыши и тульи фуражек Александровского (того самого Царскосельского) Лицея и Императорского человеколюбивого общества, материально поддерживавшего революционеров в ссылках. Можно ещё и ещё продолжить этот список…»

Иван БУНИН покинул Россию в феврале 1920 г. В эмиграции он написал «Окаянные дни», проникнутые отчаянием, тоской, ощущением бессмысленности происходящего, сарказмом, ненавистью, пониманием, что «гибнет вся прелесть России».

Белюкин: «Я писал этих людей не по старым фотографиям. Мне позировали мои современники, москвичи: врачи, священники, природные казаки... Я заканчивал свою работу осенью 1993 года, когда Белый дом обстреливали танки. Мастерская находилась недалеко от гостиницы «Украина», и в её окна залетали шальные пули. Правда, ни одна из них не попала в холст...» Вот таким неожиданным образом проявилась связь времён.

► Фрагменты

Tags: 1920-е, 1990-е, XX век, БЕЛЮКИН Дмитрий Анатольевич, Бунин Иван Алексеевич, Гражданская война, Дамские шляпки, Дворцовый переворот, Духовенство, Живопись 1990-х, Живопись кон. XX в., КОРИН Павел Дмитриевич, Книги, Лошади, Наградное оружие, Награды Белого движения, Орден Святого Георгия/Георгиевский крест, Орден Святой Анны, Революции 1917/юбилеи, Репрессии в СССР, Форма/доспехи/оружие, Церковные облачения/утварь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments