morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Яхт-клуб времён Российской империи


Императорский яхт-клуб в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга. Фото К. К. Буллы. Май 1903

История парусного спорта в России восходит ко времени Петра I, когда в апреле 1718 г. императором был основан в Санкт-Петербурге «Невский потешный флот». Специальным указом царь повелел не только своим адмиралам, корабельным мастерам и врачам, но и сановникам, архиереям и даже монахам «которые в Петербурге обретаются, во время ветра ездить Невою-рекой на судах парусами». Для этого он раздал им «в вечное и потомственное владение» 141 судно, запретив использовать эти суда для перевозки и каких-либо иных надобностей, «ибо сии суды даны, дабы их употребляли так, как на сухом пути кареты и коляски, а не как навозные телеги». Одновременно на берегу Фонтанки, напротив Летнего сада, была создана Партикулярная верфь по строительству небольших спортивных и разъездных судов для «…красоты царствующего града, так и для увеселения своего народа, наипаче же для лучшего обучения».

После смерти Петра I «Невский потешный флот» прекратил свое существование и только в 40-е годы XIX века, в царствование Николая I, был официально зарегистрирован первый Санкт-Петербургский императорский яхт-клуб.

25 сентября (7 октября) 1846 г. Николаем I был подписан устав Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба — первого официального яхт-клуба России.

Для руководства этим учреждением был образован специальный комитет в составе князя А. Я. Лобанова-Ростовского, контр-адмирала М. А. Путятина, И. А. Рибопьера, графа И. А. Шувалова, князя Б. Д. Голицына и графа Ф. К. Апраксина. В числе почётных членов состояли адмиралы Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев — первооткрыватели Антарктиды, а также адмирал Ф. П. Литке — исследователь Северного Ледовитого океана, инициатор создания Русского Географического общества и его вице-председатель.

Первый параграф устава Общества гласил, что яхт-клубу присваивалось наименование Императорского. Соответственно на утверждённом рисунке его флага (белого с синим крестом) появилось изображение императорской короны. Уставом также определялось, что членами яхт-клуба могли быть только дворяне, владеющие «морским парусным судном не менее, как в 20 т, и которое не имело торгового назначения».

В списке членов яхт-клуба значилось поначалу всего 19 человек, владевших пятью яхтами. В основном это были представители военной элиты, придворные чины, представители дипломатических служб иностранных государств.

8 (20) июля 1847 г. члены нового яхт-клуба провели первую в России парусную гонку, в которой участвовало семь яхт. Победителем стал тендер «Варяг».

Поскольку яхты клуба приравнивались к военным судам с правом несения в дальнем плавании Андреевского флага, постоянные команды их чаще всего комплектовались флотскими офицерами и матросами гвардейских экипажей, реже наёмными моряками.

Активная деятельность членов Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба продолжалась лишь около 12 лет, причинами тому послужили Крымская война и потеря интереса к парусному спорту (всё чаще члены яхт-клуба приобретали не яхты, а более комфортабельные паровые суда). Последнюю свою парусную гонку яхт-клуб провёл в 1859 г.

В 1860 г. был официально учреждён первый общедоступный всесословный Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, с большим числом членов, но с яхтами меньших размеров.

До 1917 г. в России действовало около 70 спортивных объединений, практикующих парусный, гребной и другие виды спорта.





Источник + фото
Tags: 1710-е, 1840-е, 1900-е, XIX век, XVIII век, Парусники, Фотография XIX-нач.XX века
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments