morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Пикассо: «Я на стороне жизни против смерти, на стороне мира против войны»


► ПИКАССО Пабло (1881-1973) «Герника». 1937 г.
Холст, масло. 349 х 776 см.
Музей королевы Софии, Мадрид, Испания.


26 апреля 1937 года была осуществлена операция «Рюген» – авиационная бомбардировка города Герника силами немецкого легиона «Кондор» и итальянского экспедиционного корпуса. Это самый первый акт воздушного террора в истории человечества и один из наиболее известных эпизодов гражданской войны в Испании. Герника (а если полностью – то Герника-Лумо) – небольшой город на севере Испании, находящийся практически в центре Басконии, автономной территории, населённой басками, гордым и свободолюбивым народом.

Преступление немецкого командования состояло не в том, что оно выбрало для бомбёжки мирный город без единой военной цели – военные цели в городе были. Его преступление состояло в том, что для уничтожения военных целей был применён столь варварский способ, как массированная неизбирательная бомбардировка. Город не имел никаких средств ПВО, полностью отсутствовали даже посты наблюдения за воздушным пространством. В те времена люди ещё не привыкли, что небо может нести угрозу. До фронта от Герники было тридцать километров, и боевых действий город до этого не видел, поэтому случившееся вечером 26 апреля стало кошмарной неожиданностью. Республиканская авиация не могла прикрыть город, так как незадолго до этого понесла тяжёлые потери и восстанавливалась. Не было бомбоубежищ. Таким образом, Герника была абсолютно беззащитна: её население не могло ни сопротивляться, ни укрыться – только бежать.

Само по себе количество бомб, сброшенных на город, было относительно невелико – около сорока тонн. Причиной основных разрушений стали не взрывы и осколки, а пожары, возникшие в результате бомбёжки, в том числе и из-за того, что в финальной, шестой волне налёта использовались зажигательные термитные боеприпасы.

Население Герники на апрель 1937 года составляло около пяти тысяч человек, число жертв бомбёжки оценивается различными источниками по-разному. Первые сообщения, появившиеся непосредственно после налёта, называют чудовищные цифры: правительство басков заявило о 1654 убитых и 889 раненых, британский журналист Джордж СТИР, первым опубликовавший статью с сообщением о бомбёжке, писал, что число погибших составляет до трёх тысяч человек. Современные исследователи оценивают количество жертв как 250–300 погибших под завалами в городе и около 600 умерших в больнице города Бильбао, куда были доставлены многие пострадавшие из Герники и окрестностей.

Легко можно понять, насколько сильное впечатление произвело случившееся на людей, для которых воздушный террор ещё не стал обычной повседневностью войны. Бомбардировка вызвала огромный резонанс как в стране, так и в мире.

Республиканское правительство распространяло плакаты, обвиняющие франкистов в трагедии, и заказало Пабло ПИКАССО картину, которая стала одной из самых знаменитых его работ. Картина своей выразительностью и экспрессией произвела огромное впечатление, оказавшись чуть ли не эффективнее плакатов. Известна история, когда в 1940 году к Пикассо пришли люди из гестапо, они увидели на его столе открытки с репродукцией «Герники». Один из офицеров, указав на открытки, спросил с неприязнью: «Это сделали вы?» На что Пикассо ответил: «Нет. Это сделали вы. Можете взять себе на память».

Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль АЛЬБЕРТИ впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Картина была написана буквально за месяц – первые дни Пикассо работал по 10-12 часов. Впоследствии художник, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей „Гернике“ и от друзей, и от врагов». Датский художник-карикатурист Херлуф БИДСТРУП считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. Он писал: «Люди моего поколения хорошо помнят, как фашисты подвергли садистской бомбардировке город Гернику во время гражданской войны в Испании. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале».

Используя некоторые особенности кубизма, адаптируя их к новой историко-художественной ситуации, Пикассо создал крупномасштабную аллегорию, наполненную символическими значениями. В отличие от продукции пропагандистского реализма, навязываемого диктаторскими режимами, образы «Герники» выходят далеко за пределы педантичного воспроизведения события, поднимаясь на общегуманистический уровень протеста против жестокости и насилия. Когда Пикассо спросили о его политических убеждениях, он ответил: «Я на стороне жизни против смерти, на стороне мира против войны».



1 Цвет. Пикассо использовал преимущественно чёрно-белую палитру — цвета фотографий из репортажей в газетах.

2 Бык. В верхнем левом углу располагается фигура быка – грандиозная, величественная, менее деформированная, чем остальные. Бык ассоциируется с корридой и с Испанией в целом. Пикассо говорил, что бык в «Гернике» олицетворяет жестокость, но не фашизм. Вероятно, речь шла о жестокости как национальном обычае. Есть и иная трактовка: это мифическое животное, неоднократно появлявшееся в искусстве Пикассо 1930-х годов, которое здесь представляет силу и благородство испанского народа, потрясённого, но не сломленного.


3 Мать. В Гернике погибли сотни мирных жителей. Истерзанная фигура кричащей матери с мёртвым ребёнком на руках -- это метафорический образ невыносимой боли и ужаса. Пикассо даёт своего рода светский вариант темы «Пьета», вовлекая в неё иконографические мотивы «Избиения младенцев».


4 Воин. Павший воин сжимает в руке совершенно бесполезное оружие – обломок меча. Таким образом Пикассо отсылает к героям гомеровского эпоса, напоминая, что ярость войны – несчастье, сопровождающее человечество на протяжении тысячелетий. Согласно другой трактовке, это расколотая античная статуя (на набросках к картине она в древнегреческом шлеме). Тема гибели на войне предметов искусства для Пикассо, почетного директора музея Прадо в Мадриде, была особенно актуальной: в 1936 году шедевры едва смогли вывезти оттуда, когда франкисты начали бомбить столицу.

5 Птица. Возможно, это голубь, жертвенная птица древности. Первого из «голубей мира» Пикассо создал 12 лет спустя для Всемирного конгресса сторонников мира.

6 Растение. Пробивающаяся среди руин жизнь, символ надежды. Так, в бомбежке уцелело Дерево Герники, потомок дуба, под которым короли клялись уважать права народа басков.


7 Пожар. Все фигуры «Герники» складываются в грандиозную картину «оплакивания», вызывающую в памяти погребальные обряды Средиземноморья. В правой части, над головой женщины со вскинутыми руками, видны языки пламени горящего дома. Враг на картине отсутствует, видны только следы его деятельности. По мнению историка искусства Роланда Пенроуза, «такой подход является пророческой отсылкой к безличности современной войны, которая предоставляет своим жертвам все меньше шансов узнать... чья рука несет им смерть». В некоторых эскизах Пикассо вводит цветовые акценты, но в окончательном решении ограничивает себя чёрно-белой гаммой с переходами в оттенки серого, достигая исключительной лаконичности и энергии формы.


8 Женщина со светильником. Специалист по творчеству Пикассо Гарри Ратлидж предположил, что противопоставленная электрическому светильнику керосиновая лампа, это намек на древность и провинциальность баскского городка и «на беззащитность человечества».


9 Лошадь. Фигуры животных, как и другие детали картины, интерпретировались критиками по-разному, и сам художник давал разные варианты их прочтения. Изображение лошади в центре композиции перешло сюда из написанной четырьмя годами раньше страшной сцены «Смерти тореро», где бык всаживает рог в охваченную ужасом лошадь. Здесь лошадь, наряду с человеческими фигурами, символизирует бессмысленную, противоречащую разуму жестокость. Пикассо говорил, что лошадь на его картине «олицетворяет народ». Вероятно, поэтому морда гибнущего животного очертаниями напоминает человеческий череп. Искусствоведу Гейсу ван Хенсбергену «Герника» кажется абсурдной корридой с нарушенными правилами: лошадь ранена и быком, и копьем пикадора.

10 Лампа. Электрическую лампу, заменившую на картине солнце и уподобленную глазу, исследователи считают символом технического прогресса, в данном случае направленного на уничтожение людей. Согласно другой трактовки, два источника света, которые словно соревнуются друг с другом, следует рассматривать как аллегорию истины, высвечивающей картину варварства.



Источники:
Александр Гребнев «Бомбардировка Герники»
Стефано Дфуззи «Большой атлас живописи» (М, 2007. С. 340-341)
Час быка (АиФ)
Tags: Военная история, Германия, Живопись 1930-х, Живопись п.п. XX в., Испания, Картина с путеводителем, ПИКАССО Пабло
Subscribe

Posts from This Journal “Картина с путеводителем” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments