Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Карнавал в Париже в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года

Военно-политический союз России и Франции был основным вектором внешней политики двух государств в 1891-1917 гг.

В июле 1891 г. в Кронштадт с визитом прибыла французская военная эскадра. АЛЕКСАНДР III с непокрытой головой слушал гимн Франции – запрещённую в Российской империи «Марсельезу». Поначалу у придворных были сомнения – стоит ли исполнять эту мелодию на приёме в честь французских моряков. Император спросил: «Вы, кажется, хотите, чтобы я написал для французов новый гимн? Нет уж, играйте тот, который есть».

Россия и Франция подписали соглашение, по которому в случае начала войны одной из стран-участниц с Германией или её союзниками другая незамедлительно приходила на помощь. 27 августа 1891 в письме французского министра иностранных дел Рибо отношения России и Франции названы «сердечным согласием», по-французски «l’entente cordiale» (читается «л'антант кордиаль»). От этого словосочетания произошло название будущего военного блока «Антанта».

В октябре 1893 г. состоялся ответный визит во Францию русской эскадры под командованием контр-адмирала Ф.К. Авелана. Торжественный приём и праздничные гуляния шли на протяжении нескольких дней. Визит начался встречей в Тулоне и стал неслыханной по размаху демонстрацией недавно совершившегося альянса. Затем моряки русской эскадры прибыли в Париж.

Город преподнёс адмиралу серебряную модель статуи «Мир на грани войны» работы Ж.Ф. Кутана, 126 офицерам – бронзовую копию скульптуры «Дума» Шапю и каждому из 2232 моряков альбомы с видами Парижа. Авелан в ответ подарил серебряную модель корабля с российским царским орлом на корме, покоящимся на четырех дельфинах.

В январе 1894 г. военная конвенция была ратифицирована императором Александром III и президентом Сади Карно. Заключение франко-русского союза позволило России активизировать укрепление своих позиций на Дальнем Востоке на рубеже XIX-XX вв.

Бакст Леон Самойлович (1866-1924) «Карнавал в Париже в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года». 1900 г.
Холст, масло. 205 x 305 см.
Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.


В центре площади Республики возвышается статуя Республики, сооружённая братьями Леопольдом и Шарлем Морис в 1880 г.  Композиция состоит из бронзовой скульптуры женщины в лавровом венке с оливковой веткой мира в поднятой руке и каменного пьедестала. Вокруг него расположились женские фигуры с факелами и знамёнами в руках, символизирующие Свободу, Равенство и Братство, а внизу – бронзовый лев в окружении барельефов, иллюстрирующих события из истории Франции.



Из биографии художника: 

Чтобы поступить вольнослушателем в Академию Художеств, Баксту (настоящее имя – Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866-1924) пришлось преодолеть сопротивление отца. Проучился он четыре года (1883-87), но разочаровался в академической подготовке и покинул учебное заведение. Начал заниматься живописью самостоятельно, изучал технику акварели, зарабатывая на жизнь иллюстрированием детских книг и журналов.

В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним – сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провёл в Париже, часто возвращаясь в Петербург, и упорно работая в поисках собственного стиля. С середины 90-х примкнул к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Сергея ДЯГИЛЕВА (1872-1929) и Александра БЕНУА (1870-1960), который позднее превратился в объединение «Мир Искусства». В 1898 году совместно с Дягилевым приннял участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.

 В начале века XX Бакст создал замечательные портреты своих современников (Левитана, Малявина (1899), Белого (1905), Гиппиус (1906), Розанова (1901), Дягилева с няней). Преподавал живопись детям великого князя ВЛАДИМИРА АЛЕКСАНДРОВИЧА. Яростные споры критиков вызвала его картина «Ужин» (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина «Древний ужас (Terror Antiquus)» (1906-08), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы.

В 1903 году перешёл в лютеранство ради брака с дочерью Павла Третьякова (1832-1898) – Любовью Гриценко (1870-1928). В 1910 развёлся с Гриценко и вернулся к иудаизму.

Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».

Он стал известным оформителем русских балетных спектаклей в Париже в программах «Русские сезоны» Дягилева. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. Это было связано не только с необходимостью постоянно находиться при балетной труппе, но и с тем обстоятельством, что он, будучи иудеем, не имел вида на жительство вне черты оседлости. Правда, в 1914 г. он был избран членом Академии Художеств и получил такое право, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины.

Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С.П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу. Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового. Смерть от отека легких настигла Бакста в пору его славы, правда начинающей увядать, но всё ещё блистательной.
Tags: 1890-е, XIX век, Александр III Александрович, БАКСТ Леон Самойлович, Владимир (сын Александра II), Военная история, Дягилев Сергей Павлович, Живопись 1890-х, Живопись кон. XIX в., Иудаизм, Париж, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Третьяков Павел Михайлович, Франция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments