morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Categories:

1702. Корнелис де Брюйн в Москве

► «Вид на Москву с Воробьёвых гор». 1701 год.
Рисунок Корнелиса де БРУИНА из книги «Путешествие через Московию в Персию и Индию» (196 х 32 см).

Эта иллюстрация принадлежит к числу наиболее интересных во всём издании и, благодаря своей длине, редко встречается в хорошо сохранённом виде.



► КНЕЛЛЕР Готфрид (1646-1723) «Портрет Корнелиса де Брюйна». Между 1695 и 1700 гг.
Холст, масло. 70,5 × 59 см.
Государственный музей, Амстердам.




Москва 9 (20) января 1702 г. в описании нидерландского художника и путешественника Корнелиса де БРЮЙНА (1652-1727):

«9-го числа этого месяца совершали страшную казнь в Москве над 50-летнею женщиной, убившей своего мужа, которую присудили зарыть живою в землю по самые плечи. Я полюбопытствовал взглянуть на неё и нашёл её наполовину закопанной, и она показалась мне очень ещё свежею и приятной наружности. Она была повязана вокруг головы и шеи белым полотенцем, которое она, впрочем, попросила развязать, потому что оно очень давило её. Её стерегли трое или четверо солдат, которым приказано не дозволять давать ей ни есть, ни пить, что могло бы продлить жизнь её. Но дозволено было бросать в яму, в которой она была зарыта, несколько копеек или штиверов, за которые она и благодарила наклонением головы. Деньги эти употребляют обыкновенно на покупку восковых свечей, которые и зажигают перед образами тех святых, к которым взывают осужденные, частию же на покупку гроба. Не знаю, берут ли себе иногда часть из них приставленные сторожа за то, чтоб тайком дать осужденным поесть; ибо многие довольно долго проживают в таком состоянии. Но виденная мною женщина умерла на другой же день после того, как я её видел. В тот же день сожгли живым одного мужчину, преступление которого мне было не известно».

«9-го числа начало таять, даже пошёл дождь, и вообще сделалась такая оттепель, какой не бывало уже многие годы».

Корнелис де БРУИН «Путешествие через Московию в Персию и Индию» (1711), из глав V и VI.

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич «Пётр I»:

«– Ладно, – сказал Петр, – но пусть назовет, что у нас гадкое?
– Хорошо. – Сидней передохнул опьянение. – По пути к нашему любезному хозяину я проезжал по какой-то площади, где виселица, там небольшое место расчищено от снега, и стоит один солдат.
– За Покровскими воротами, – подсев со стулом, подсказал Алексашка.
– Так… И вдруг я вижу, – из земли торчит женская голова и моргает глазами. Я очень испугался, я спросил моего спутника: «Почему голова моргает?» Он сказал: «Она еще живая. Это русская казнь, – за убийство мужа такую женщину зарывают в землю и через несколько дней, когда умрет, вешают кверху ногами…» ˂...˃
– А что? Она же убила… Так издавна казнят… Миловать разве за это?
– Ваше величество, – сказал Сидней, – спросите у этой несчастной, что довело ее до ужасного злодеяния, и она наверно смягчит ваше добродетельное сердце… (Петр усмехнулся.) Я кое-что слышал и наблюдал в России. О, взор иностранца остер… Жизнь русской женщины в теремах подобна жизни животных… (Он провел платком по вспотевшему лбу, чувствуя, что говорит лишнее, но гордость и хмель уже развязали язык.) Какой пример для будущего гражданина, когда его мать закопана в землю, а затем бесстыдно повешена за ногу! Виллиам Шекспир, один из наших сочинителей, трогательно описал в прекрасной комедии, как сын богатого итальянского купца из-за любви к женщине убил себя ядом… А русские бьют жен кнутами и палками до полусмерти, это даже поощряется законом… Когда я возвращаюсь в Лондон, в мой дом, – моя почтенная жена с доброй улыбкой встречает меня, и мои дети кидаются ко мне без страха, и в моем доме я нахожу мир и благонравие… Никогда моей жене не придет в голову убивать меня, который с ней добр. ˂...˃
– Здесь закопана женщина?
– Здесь, государь-батюшка…
– Жива?
– Жива, государь…
– За что казнили?
– Мужа ножом зарезала.
– Покажи…
Сторож побежал, присел и краем тулупа угодливо смахнул снег с лица женщины, со смерзшихся волос.
– Жива, жива, государь, мыргает…
Петр, Сидней, Алексашка, человек пять Лефортовых гостей подошли к голове. Два мушкетера; поблескивая железными касками, высоко держали факелы. Из снега большими провалившимися глазами глядели на людей белое, как снег, плоское лицо.
– За что убила мужа? – спросил Петр…
Она молчала.
Сторож валенком потрогал ей щеку.
– Сам государь спрашивает, дура.
– Что ж, бил он тебя, истязал? (Петр нагнулся к ней.) Как звать-то ее? Дарья… Ну Дарья, говори, как было…
Молчала. Хлопотливый сторож присел и сказал ей в ухо:
– Повинись, может помилуют… Меня ведь подводишь, бабочка…
Тогда голова разинула черный рот и хрипло, глухо, ненавистно:
– Убила… И еще бы раз убила его, зверя…
Закрыла глаза. Все молчали. ˂...˃ Петр резко кашлянул, пошел к саням… Негромко сказал Алексашке:
– Вели застрелить…»

► ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович (1856-1933) «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века». 1900 г.
Холст, масло. 138 x 122 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.




► ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович (1856-1933) «Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века». 1901 г.
Холст, масло. 155 x 285 см.
Ярославский художественный музей.




► ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович (1856-1933) «Москва. Конец XVII века». 1902 г.
Бумага, акварель. 55 x 38 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


Tags: 1700-е, XVIII век, Брюйн Корнелис де, ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Жанровая живопись/скульптура/фото, Живопись 1700-х, Живопись 1900-х, Живопись нач. XVIII в., Живопись нач. XX в., Зима, Иллюстрации книжные/к произведениям, КНЕЛЛЕР Готфрид, Книги, Литература/цитаты, Меншиков Александр Данилович, Москва XVII века в живописи, Москва XVIII века в живописи, Москва/область, Московский Кремль/Красная площадь, Мосты, Парусники, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Путешествия/экспедиции, Пётр I Алексеевич, Русское царство, Толстой Алексей Николаевич, Утро
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments