morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

120 лет назад на воду спущен ледокол «Ермак»



В декабре 1897 г. по инициативе и при активном участии адмирала Степана Осиповича Макарова на стапелях английской фирмы «Армстронг» в Ньюкасле по заказу России был заложен первый в мире ледокол, способный форсировать тяжёлые льды двухметровой толщины.

Идею адмирала Макарова поддержало сибирское купечество, предложившее назвать ледокол именем Ермака. В составе комиссии, участвовавшей в разработке ледокола, были Д.И. Менделеев, инженеры П.К. Янковский и Р.И. Рунеберг, Ф.Ф. Врангель и другие.

17 (29) октября 1898 г. корпус ледокола в торжественной обстановке был спущен со стапеля на воду. Достройка судна шла быстро. После заводских испытаний «Ермак» был принят от завода и 21 февраля (5 марта) 1899 г. вышел в первое плавание.

Корпус «Ермака» при длине 93 м имел ширину 21,6 м и был разделён восьмью водонепроницаемыми переборками на девять отсеков. Корабль имел наклонный форштевень, что позволяло ему проламывать лёд тяжестью корпуса. «Ермак» стал первым в мире ледоколом, способным ходить в тяжёлых льдах.

Уже в апреле 1899 г. ледокол освободил затёртые льдом у Ревеля пароходы, а летом 1899 г. Макаров совершил на «Ермаке» поход в Арктику, достигнув 81° 28' северной широты. Во время похода проводились гидрологические и метеорологические наблюдения, а также киносъёмка льдов. В 1901 г. ледокол совершил ещё один дальний арктический поход — к берегам Шпицбергена и Новой Земли.

Результаты плаваний «Ермака» Макаров обобщил в 1901 г. в книге «"Ермак" во льдах». За первые 12 лет эксплуатации ледокол провёл во льдах свыше 1000 суток. После начала 1-й мировой войны «Ермак» был зачислен в состав Балтийского флота и продолжал осуществлять проводку кораблей и судов в Финском заливе. В 1918 г. ледокол прославил себя спасением русских кораблей во время знаменитого ледового похода балтийской эскадры из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.

В 1920-30-х гг. «Ермак» обеспечивал перевозки грузов на Балтике, в западном секторе Арктики и в Белом море. В феврале 1938 г. участвовал в эвакуации полярников станции «Северный полюс-1». В годы Великой Отечественной войны ледокол осуществлял проводку судов на Балтике. В июне 1944 г. был разоружён и возвращён Главному управлению Северного морского пути.

В день своего пятидесятилетия в 1949 г. ледокол «Ермак» был награждён орденом Ленина. После этого он прослужил на севере ещё 15 лет и в 1964 г. был выведен из эксплуатации и разобран на металл в Мурманске. С 1974 г. имя «Ермака» носит новый мощный семипалубный ледокол.

В 1965 году в Мурманске состоялось открытие памятника легендарному судну, среди участников мероприятия находились члены команды ледокола. На стене краеведческого музея установлено огромное мозаичное панно с изображением ледяных просторов Арктики, по которой прокладывает путь «Ермак» (архитектор Н. Быстряков, мозаичист С. Николаев, художник И. Дьяченко). В нижней части на стилизованный гранитный постамент водружён трёхтонный якорь с почти пятиметровой цепью, который был снят с этого судна. Бронзовая табличка на постаменте гласит: «„Дедушке“ ледокольного флота ордена Ленина ледоколу „Ермак“».




Источник + здесь
Tags: 1890-е, 1960-е, XIX век, XX век, ВОЙШВИЛЛО Евгений Валерианович, Макаров С.О., Мозаика, Мурманск, Орден Ленина, ПЛАТУНОВ Михаил Георгиевич, Памятники, Эпоха СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments