morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

1947. "В.И. Ленин выступает на Красной площади в 1918 году". Государственный исторический музей



Абсолютно нетипичный портрет Владимира Ленина работы скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова. Бюст хранится в Государственном историческом музее. Вырезан из дерева.



Как известно, иконография Ленина начала складываться ещё при его жизни и развивалась под жёстким контролем власти. Традиционными были изображения Владимира Ильича в кабинете (читающим, пишущим, диктующим), беседующим (слушатели, как правило, молча внемлют, даже В. Сталин), руководящим (в штабе революции склонившись над картой или шагающим по набережным Петрограда), отдыхающим (например, слушающим музыку, любующимся картинами в музее или на охоте в лесу с ружьём), в окружении детей (на природе или у новогодней ёлки), в окружении крестьян, рабочих или "ходоков" (обязателен контраст одежды интеллигентного Ленина и простого люда), с членами семьи (и котиками) и др. Причёска и одежда Ленина всегда предельно аккуратны, даже у ночных костров, которые жгут революционные солдаты, или в шалаше под Сестрорецком.

Оратором Ленин изображается, как правило в сценах "Есть такая партия", приезда на Финляндский вокзал и на трибуне на Красной площади. И в живописи, и в скульптуре у Ленина-оратора рот полуоткрыт. Крайне редко мы застаём его в момент возгласа, например, у Ильи Бройдо или Петра Васильева. Но в каждом произведении авторы акцентировали внимание зрителя не на губах, а на энергичном жесте вождя: он указывает вперёд ладонью или пальцем, он стискивает кепку и машет ею, он опирается на стол (книги, стопку бумаг). Кричащими могут быть люди, окружающие вождя.

Сергей Тимофеевич Конёнков пошёл дальше - его Ленин изображён с широко открытым ртом, и это первое, на что обращаешь внимание. Голова откинута назад, что усиливает впечатление вопля, вырывающегося изо рта.

Открытый рот в искусстве - сложная форма. Практически всегда открытый рот обозначает крик, и чаще всего -- страдания. Можно вспомнить скульптуры Лаокоона и Медузы Горгоны. Вспоминается крупный кадр из немого фильма "Броненосец "Потёмкин" с лицом кричащей женщины, в пенсне которой попадает пуля. Рассматривая скульптуру Конёнкова, зритель считывает и угадывает образы и символы. Поэтому от этого произведения впечатление только негативное. Слышится или дьявольский смех или крик боли, но никак не "Мы наш, мы новый мир построим".

Для сравнения приведу несколько живописных портретов Ильича-оратора:

► Бройдо Илья Матвеевич (1933-2002) "1919 год". 1965 г.


► Васильев Пётр Васильевич (1899-1975) "Портрет В. И. Ленина".


► Васильев Пётр Васильевич (1899-1975) "Портрет В. И. Ленина". 1947 г.


► Любимов Александр Михайлович (1879-1955) "В.И.Ленин на балконе дворца Кшесинской".


► Плотнов Андрей Иванович (1916-1997) "Мир народам". 1969 г.


► Филатов Константин Владимирович (1926-2006) "В.И. Ленин". 1969-1970 гг.


► Кардовский Дмитрий Николаевич (1866-1943) "Заседание Совета народных комиссаров под председательством В.И. Ленина". 1927 г.

Tags: 1910-е, 1920-е, XX век, БРОЙДО Илья Матвеевич, ВАСИЛЬЕВ Пётр Васильевич, Дзержинский Ф.Э., Живопись 1920-х, Живопись 1940-х, Живопись 1960-х, Живопись вт. пол. XX в., Живопись п.п. XX в., Живопись сер. XX в., КАРДОВСКИЙ Дмитрий Николаевич, КОНЁНКОВ Сергей Тимофеевич, ЛЮБИМОВ Александр Михайлович, Ленин В.И./лениниана, Московский Кремль/Красная площадь, ПЛОТНОВ Андрей Иванович, Свердлов Я.М., Скульптура 1940-х, Скульптура сер. XX в., ФИЛАТОВ Константин Владимирович
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments