Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Коронационные портреты Николая I и Александры Фёдоровны

► ДОУ Джордж Эдуард (1781-1829) «Коронационный портрет Николая I». «Коронационный портрет Александры Фёдоровны». 1826 г.
Холст, масло.
Частное собрание. Четсфорт, Дербишир, Англия.




12 (24) декабря 1825 г. был издан манифест о вступлении на престол императора НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА.

Подавив восстание декабристов, царский трон в России занял 29-летний Николай I, правление которого, как заметил А.И. ГЕРЦЕН, «торжественно открылось виселицами». Новый самодержец, в отличие от АЛЕКСАНДРА I, получил скудное образование. Его как третьего из сыновей ПАВЛА не готовили к царствованию и вообще к серьезным государственным делам. Педант, солдафон, самодур, он, по мнению Ф. ЭНГЕЛЬСА, представлял собой лишь «самодовольную посредственность с кругозором ротного командира». «Высочайший фельдфебель», – сказал о нём Герцен.

Все же современники находили в личности НИКОЛАЯ I и привлекательные черты: царственное обаяние, силу характера, трудолюбие, непритязательность в быту, равнодушие к спиртному. Как государь, он считал для себя образцом ПЕТРА I, старался подражать ему, и не без успеха. «В нём много прапорщика и немного Петра Великого», – гласит запись в дневнике А.С. ПУШКИНА от 21 мая 1834 г.

Самое большое удовлетворение НИКОЛАЙ как государь и как личность находил именно в том, чтобы командовать, всё и вся военизировать и устрашать. Он и в детские годы, по признанию его официального биографа М.А. КОРФА, «бил палкой или чем попало товарищей игр своих», а став царём, получил от народа прозвище «Николай Палкин». Сам по себе бездушный, злой, хотя и с эффектно-воинственной, но колючей внешностью («остриженная и взлысистая медуза с усами», по выражению Герцена), он внушал людям безотчетный страх. «Люди в его присутствии, – читаем у В.О. КЛЮЧЕВСКОГО, – инстинктивно вытягивались. Шутили, что даже хорошо вычищенные пуговицы мундира тускнели при его появлении».

Джордж ДОУ исполнил портреты в 1826 г. по заказу 6-го герцога Девонширского, который с 24 мая по 6 октября 1826 года находился в России в качестве полномочного представителя ГЕОРГА IV, короля Великобритании, в связи с коронацией Николая I.

Журнал «Отечественные записки», на страницах которого в 1822-1828 гг. разворачивалась страстная полемика о творчестве Джорджа ДОУ, поместил в статью о бале в московском доме герцога подробное описание картины:

«Наиболее в галерею ... привлекал и служил лучшим для неё украшением портрет Государя Императора Николая Павловича, написанный Г. Довом во весь рост и поставленный в богатой раме в среднем углублении. Монарх представлен в Императорской мантии, опершимся правой рукою на стол, где видны: книга законов, Скиптр и Корона. Из открытого окна Царских чертогов представляются Успенский Собор и прочие храмы Священного Кремля. Герцог заплатил за портрет сей 800 фунтов стерлингов, то есть более 15.000 рублей».

По мнению современников, изображение оказалось очень схожим, и восхищению и удивлению присутствующих не было конца. Присутствовавший на балу англичанин, м-р Юнг, упомянул в своих записках, что это изображение было первым и единственным коронационным портретом царя.

Не существует ни одного портрета подобного размера, или хотя бы его погрудного аналога, где НИКОЛАЙ I предстал бы во всех регалиях и величии власти (в Государственном Историческом музее в Москве – уменьшенные повторения). Среди обширной иконографии Николая Павловича и его супруги даже гравюры с этих коронационных портретов – редкость. Со времен Петра I русские цари и царицы, согласно европейской традиции, изображались в коронационной одежде и с атрибутами власти. Такие портреты тиражировались, рассылались к иностранным дворам, служили наглядной демонстрацией законного престолонаследия. Можно строить различные догадки, почему император не заказал Джорджу ДОУ (либо другому живописцу) свой большой коронационный портрет и парный портрет супруги.

Портреты хранятся в Четсфорте, частном владении герцогов Девонширских, в бывшем здании конюшен и хранилища карет, переделанном в ресторан для посетителей поместья. Огромного размера (потому и не помещённые из-за отсутствия подобающего пространства в самом доме) парадные портреты придают особую торжественность и нарядность залу, где отдыхают многочисленные туристы со всего мира, которым эти портреты чаще всего ни о чём не говорят.

Tags: 1820-е, XIX век, Александра Фёдоровна (жена Николая I), Великобритания, Государственный исторический музей, ДОУ Джордж, Живопись 1820-х, Живопись п.п. XIX в., Исторические драгоценности/регалии, Коронация, Московский Кремль/Красная площадь, Николай I Павлович, Орден Белого Орла, Орден Святого Александра Невского, Орден Святого Андрея Первозванного, Орден Святого Владимира, Орден Святого Георгия/Георгиевский крест, Орден Святого Иоанна Иерусалимского, Орден Святого Станислава, Орден Святой Анны, Портрет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments