morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Ханс Рудольф Гигер «Некроном IV»

«Искусство Гигера проникает в нашу психику и затрагивает наши самые глубокие первобытные инстинкты и страхи», — сказал о художнике «Чужого» режиссер фильма Ридли Скотт. А для Гигера творчество было способом избавиться от собственных кошмаров.

► «Некроном IV». 1976 г.
Акрил, бумага, дерево 100×150 см
Хранится в Музее Гигера в Грюйере



«Я больше не вижу страшных снов, но в свое время от них меня исцеляла работа», — говорил 70-летний Гигер в интервью CNN. Ранее он отмечал, что если бы не писал картин, то наверняка сошел бы с ума. Жуткие образы в его творчестве действительно как будто перенесены из ночных кошмаров. Или из литературы ужаса, которой художник зачитывался. В честь вымышленного трактата из книг Говарда Лавкрафта Гигер назвал сборник репродукций своих картин — «Некрономикон».

Этот альбом американец Дэниел О’Бэннон, работавший над сценарием фантастического хоррора «Чужой», показал режиссеру Ридли Скотту. Тот искал нетривиальный образ для инопланетянина, который по сюжету проникает на космический корабль и убивает астронавтов. «Я чуть не упал из-за стола... вот оно!» — вспоминал Скотт первое впечатление от репродукции «Некроном IV» из альбома Гигера. Режиссер отправился к художнику в Швейцарию и поручил ему создать Чужого на основе этой картины. Художник продумал все стадии развития существа: яйцо; лицехват, бросающийся оттуда на жертву и внедряющий в нее зародыш Чужого; грудолом, который выбирается из носителя и превращается во взрослую особь. Под руководством Гигера создавались костюмы монстра, ландшафт планетоида, интерьер корабля внеземной цивилизации.

Гигер и его коллеги получили «Оскар» в номинации «Лучшие визуальные эффекты».



Дизайнер из Нигерии Боладжи Бадеджо оказался идеальным актером для роли Чужого: при огромном росте, больше двух метров, он был нечеловечески худым



1. Голова. Гигер увлекался психоанализом Зигмунда Фрейда, и картины художника, на которых переплетаются мотивы влечения к смерти и жизни, изобилуют фаллическими символами. Ассоциации, которые вызывал персонаж «Некронома IV», показались очень удачными создателям «Чужого», поскольку, по словам сценариста О’Бэннона, в фильме они задумали сыграть на подсознательном страхе аудитории перед изнасилованием.



2. Хвост. Гигер, с детства боявшийся змей, наделил существо на картине хвостом рептилии. А создавая модель костюма Чужого, использовал змеиный позвоночник.



3. Ребра. Тема смерти — сквозная на картинах Гигера, придававшего персонажам сходство с человеческими останками. Художник вспоминал, как в шестилетнем возрасте преодолевал страх, играя с настоящим человеческим черепом, который подарил ему отец. А работая над образом Чужого, Гигер создал модель из пластилина и костей, в том числе человеческих.



4. Руки. Самая антропоморфная часть существа на картине. Искажение человеческого облика вызывает тревогу и отвращение, поэтому смешение гуманоидных черт с негуманоидными в облике существа выглядит пугающе. В фильме Чужого играл человек, облаченный в костюм монстра с аниматронными элементами.



5. Глаза. Напоминают фасеточные глаза насекомых, однако при создании Чужого решили сделать «лицо» еще более отличающимся от человеческого. Глаза убрали, как у похожего существа на картине «Некроном V», чтобы непонятно было, как неведомая тварь видит жертву, и создавалось еще более жуткое впечатление.



6. Панцирь. Некоторое сходство существа с насекомым понравилось Ридли Скотту, поэтому и оболочка Чужого местами напоминает хитиновый покров. Жизненный цикл инопланетян похож на таковой у ос-наездников, откладывающих яйца в других насекомых.



7. Шланги. Гигер называл своих персонажей биомеханоидами. Куратор выставок художника Андреас Хирш считает, что соединение живой плоти и искусственных элементов на картинах Гигера отражает страх человечества перед технологическим прогрессом. Создавая модель для костюма Чужого, художник использовал шланги от «роллс-ройса».

Художник Ханс Рудольф Гигер
1940 — родился в Куре, Швейцария, в семье аптекаря.
1962–1966 — изучал интерьерный и индустриальный дизайн в Школе прикладных искусств в Цюрихе.
1968 — создал первые костюмы для фильма: панцири для проекта «Сделано в Швейцарии».
1975 — пережил самоубийство возлюбленной, актрисы Ли Тоблер.
1976 — работал над фильмом «Дюна» режиссера Алехандро Ходоровски, но проект не завершили.
1977 — выпустил альбом «Некрономикон».
1978–1979 — работал над фильмом «Чужой».
1979–1981 — был женат на своей ассистентке Мии Бонцаниго.
1985 — издал альбом «Некрономикон II».
1998 — открыл Музей Гигера в замке Сен-Жермен в Грюйере, Швейцария.
2005 — женился на Кармен Марии Шайфеле, директоре Музея Гигера.
2014 — умер в больнице Цюриха от последствий падения на лестнице. Похоронен в Грюйере.

Источник
Tags: XX век, Живопись 1970-х, Живопись вт. пол. XX в., Картина с путеводителем, Кинематограф/телевидение, Фантастика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment