Эта серия из 10 медалей и плакета была выполнена к 300-летнему юбилею Полтавской битвы, который отмечали в 2009 году.

На плакете – изображение финального этапа сражения. Карл XII пытался воодушевить своих воинов и появился в месте самой горячей схватки. Но ядро разбило носилки короля, и тот упал. По рядам шведской армии с молниеносной быстротой пронеслась весть о гибели Карла. Среди шведов началась паника. А после, не выдержав ожесточённого напора первой линии русских войск, они дрогнули и побежали.
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Краткие, рубленые фразы, к которым прибегает Пушкин при описании сражения, передают напряженность действия, динамизм события. Он вводит в описание ряд характерных деталей, что делает картину зримой и убедительной.

Русской армией командовали храбрые, искусные и честные люди, беззаветно преданные Петру. Это были: решительный и деятельный князь А.Д. Меньшиков, благоразумный и основательно знающий военное дело фельдмаршал граф Б.П. Шереметев, искусный инженер и артиллерист А.В. Брюс, соединявший отвагу с осторожностью князь М.М. Голицын.
...птенцы гнезда Петрова –
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны;
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.
Эта медаль с изображением «полудержавного властелина» светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова (1673-1729; в 1709 ему 36 лет), сподвижника Петра I с юных лет. Во время Северной войны геройски проявил себя во всех сражениях. Во время Полтавской битвы он командовал авангардом, а затем левым флангом русской армии. В момент столкновения армий обрушился на корпус генерала Росса, рассев его, что во многом предопределило победу русской армии. За Полтаву Меньшиков был удостоен чина генерал-фельдмаршала, а после подписания Ништадтского мирного договора стал генералиссимусом.

Шереметев Борис Петрович (1652-1719; в 1709 ему 57 лет) происходил из древнего боярского рода, первый граф России (1706), генерал-фельдмаршал (с 1701) – «русский Тюренн». К началу Северной войны за его плечами был многолетний опыт войны с крымскими татарами. Во время войны проявил себя осторожным и талантливым полководцем, заслужившим доверие Петра I.
Под Нарвой (1700) Шереметев командовал конницей, которая не устояла против регулярной армии Карла XII. После поражения под Нарвой Шереметев был направлен в Восточную Прибалтику, где одержал первые, столь необходимые для русской армии, победы при Эрестфере (1701), Гуммельсгофе (1702), взял Нотебург, переименованный в Шлиссельбург (1703), и Дерпт (1704).
В Полтавском сражении Шереметев командовал всей пехотой русской армии, в 1710 году руководил блокадой Риги.

Брюс Яков Вилимович (1670-1735; в 1709 ему 39 лет). Представитель знатного шотландского рода, его предки жили в России с середины XVII века, со времён Алексея Михайловича Тишайшего.
Брюс был одним из образованнейших людей России, естествоиспытателем и астрономом, владел крупнейшей библиотекой, насчитывавшей около 1500 томов, почти исключительно научно-технического и справочного содержания. Народная молва приписывала Брюсу славу чернокнижника и чародея. Он нигде не учился и всего добился самообразованием.
Во время Северной войны участвовал в становлении русской артиллерии. За командование русской артиллерией в Полтавской битве был удостоен ордена Андрея Первозванного. В 1721 году вместе с А.И. Остерманом подписал Ништадтский мир со Швецией, за что получил титул графа, после смерти Петра в 1726 получил чин генерал-фельдмаршала.

Долгорукий Василий Владимирович (1667-1746; в 1709 ему 42 года), князь. Участвовал в походах 1705 и 1707 гг. и отличился при взятии Митавы. В Полтавском сражении командовал запасной конницей и содействовал полному поражению шведов.

Келин (Келен) Алексей Степанович (ум. 1715) был назначен Петром I комендантом Полтавы в 1708 году, геройски проявил себя при её защите. Келин сумел организовать активную оборону города, совершая дерзкие вылазки, смелые контратаки и частые диверсии, заставившие шведов находиться в постоянном напряжении и нести значительные потери. Отрезанный от русской армии, Келин проявил лучшие качества командира – распорядительность, неослабную энергию, способность максимально использовать боевую готовность и патриотизм «градских жителей» и вверенного ему гарнизона. Защитники города за 87 дней осады потеряли 2914 человек убитыми и ранеными. Шведы потеряли до 6000 солдат и офицеров.
После последнего штурма у полтавчан оставалось полторы бочки пороха и восемь ящиков патронов, а вместо ядер пушки заряжали обломками железа и камней. В Карла из пушки даже попали дохлой кошкой.
При въезде в освобождённый город Пётр I в знак глубокой признательности полковнику Келину сошёл с коня, снял пред ним шляпу и расцеловал. Поблагодарив офицера за честно исполненный долг, Государь поздравил его генеральским чином (произведён в генерал-майоры, минуя чин бригадира) и наградил украшенным алмазами царским портретом и «немалою суммою денег» в 10 тысяч рублей. Награждены были также гарнизон крепости, духовенство города.
В 1711 году по личному указу царя Келин был назначен комендантом Азова. Закончил службу мужественный русский офицер в звании генерал-майора, скончавшись в 1715 году.

Апраксин Фёдор Матвеевич (1661-1728; в 1709 ему 48 лет), первый генерал-адмирал Российского флота (1708), один из создателей русского военно-морского флота.
Фёдор Апраксин происходил из знатного боярского рода, был братом царицы Марфы Матвеевны – супруги царя Фёдора Алексеевича. С 1681 года он состоял стольником при Фёдоре Алексеевиче, по кончине которого поступил в том же звании к юному царю Петру. Вместе с ним он участвовал в потешных военных играх в селе Преображенском, плавал по озеру на ботике, названном впоследствии «дедушкой российского флота». Юношеские забавы предопределили дальнейшую судьбу Фёдора Матвеевича: став сподвижником Петра I, он более всего проявил себя как строитель флота и флотоводец, как первый президент Адмиралтейств-коллегий – высшего органа управления морским ведомством России.
Еще в 1693 году Апраксину было поручено губернаторство в Архангельске – единственном в то время порту России, через который шла торговля с другими странами.
Под его командованием русский флот участвовал в Северной войне и Персидском походе.
В сентябре и октябре 1708 года он удачно охранял Петербург от нападения генерала Любекера. За этот подвиг Пётр приказал выбить в его честь медаль. Управлял Эстляндией, Ингерманландией и Карелией. В 1714 году командовал русским галерным флотом в Гангутском сражении.
Василий Ключевский так описывал Апраксина: «Сват Петра, самый сухопутный генерал-адмирал, ничего не смысливший в делах и незнакомый с первыми началами мореходства, но радушнейший хлебосол, из дома которого трудно было уйти трезвым, цепной слуга преобразователя, однако затаённый противник его преобразований и смертельный ненавистник иноземцев».

Скоропадский Иван Ильич (1646-1722, в 1709 ему 63 года) – гетман объединённого войска Запорожского (1708-1722), преемник гетмана Мазепы. Возглавлял во время Полтавской битвы верные Петру I отряды украинских казаков.

Но не только военачальники обеспечивали победу над шведами. Внешнеполитическую и государственную деятельность проводили Головин и Ромодановский.
Ромодановский Фёдор Юрьевич (1640-1717; в 1709 ему 69 лет) – князь, государственный деятель, фактически руководивший Русским царством в период отсутствия Петра I в столице с небывалым доселе титулом князя-кесаря. Фёдор Юрьевич Ромодановский происходил из старинного рода князей Стародубских, ведущих своё происхождение от Рюрика.
С 1686 – глава Преображенского приказа розыскных дел, кроме того, руководил Сибирским и Аптекарским приказами. Пользовался неограниченным доверием Петра, именно ему был поручен надзор за заключённой в Новодевичьем монастыре царевной Софьей. Сыграл решающую роль в подавлении Стрелецкого бунта 1698 года, случившегося в отсутствие Петра I, находившегося в Европе с Великим Посольством. Во время казней мятежных стрельцов, продолжавшихся более месяца осенью 1698 года, приближённым царя было приказано самим рубить головы. Ромодановский отсёк четыре.
Ромодановский, так же, как и фельдмаршал граф Борис Шереметев, имел право входить в кабинет Петра I в любое время без доклада.

Головин Фёдор Алексеевич (1650-1706; к 1709 умер), один из ближайших сподвижников Петра I, глава внешнеполитического ведомства (президент Посольских дел, государственный канцлер) («первый министр», по отзывам иностранцев).
Ему, вместе с Нарышкиным, Прозоровским и Головкиным царь Фёдор Михайлович на смертном одре завещал охранять юного царевича Петра.
Он вел обширную дипломатическую переписку, руководил действиями русских послов. Первый в России генерал-фельдмаршал (1700) и генерал-адмирал (1702). В разное время управлял Военно-морским приказом, Оружейной, Золотой и Серебряной палатами, Сибирским наместничеством, Ямским приказом и Монетным двором.
Первый кавалер высшей государственной награды – ордена св. Андрея Первозванного (1699). Через 4 года, в 1703, как старший кавалер, возложил орден на Петра за оказанную храбрость при взятии двух Шведских кораблей.

На каждой медали девиз: «Не силой, а духом». На оборотной стороне каждой медали размещён герб Российской империи того периода.


Иллюстрации взяты с сайта А.Архипова