Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Конные портреты царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича

► «Конный портрет царя Михаила Фёдоровича». «Конный портрет царя Алексея Михайловича». Вторая половина 1670-х - первая половина 1680-х (?).
Холст, масло, листовое золото (фон). 43 x 32 см каждый.
Государственный Исторический музей, Москва. Оба портрета куплены «на торгу» в 1895 г.




МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ (1596-1645) был избран на русский престол 21 февраля (3 марта) 1613 г. Почти всё его царствование прошло в упорной борьбе с внешними врагами, покушавшимися на целостность ослабленного смутой государства. Его сын АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629-1676) «самодержавно царствовал и управлял Московией» с 1645 по 1676 гг. Его правление характеризуется усилением центральной власти и шагами на пути к установлению абсолютной монархии.

Эти два небольших конных портрета первых царей династии Романовых относятся к первым произведениям портретной живописи в России. Красивые по живописному строю парсуны композиционно продолжают традиции русской иконы. Они созданы неизвестным художником, принадлежавшим к школе Оружейной палаты – иконописной и художественной мастерской, существовавшей с 40-х годов XVII в.

Предположительно, портреты были созданы во второй половине 1670-х – первой половине 1680-х. Вдоль верхнего края портрета МИХАИЛА ФЁДОРОВИЧА есть почти стертая надпись: «Благочестивый великий государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Великия и Малые и Белыя России самодержец».

Царь АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, второй царь династии Романовых, представлен в воинском доспехе с крестом в руке, чем подчеркивается его роль защитника и поборника Вселенского Православия. Вдоль верхнего края надпись русским полууставом, сделанная профессиональным писцом, аналогичная надписи на портрете его отца: «Благочестивый великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малые и Белыя России самодержец».

В западноевропейском искусстве конный портрет был широко распространённым типом парадного монаршего портрета. В России существовала давняя иконописная традиция изображения святых воинов-всадников, подобные образы чеканили на монетах и вырезали на печатях. Конные портреты русских царей были новшеством, и постепенно стали пользоваться большой популярностью.

Наличие сохранившихся до наших дней нескольких портретов царя АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА может свидетельствовать об их большом числе в XVII в. Последнее даёт возможность сделать предположение, что со времени Алексея Михайловича портрет государя стал обязательным атрибутом официальных государственных учреждений власти – приказов. Это было внешним выражением абсолютизации царской власти. В последующие времена такая традиция превратилась в заведённый порядок. Портреты царей и императоров в коллегиях XVIII в. и министерствах XIX в. были уже обязательным атрибутом.

Царские портреты, конечно миниатюрные, нужны были и для показа их русскими дипломатами на переговорах с иностранными правителями за границей. Однако такие портреты только показывали, никогда не оставляли при чужом дворе и не копировали «для остерегания государьского здравия».
Tags: XVII век, Алексей Михайлович, Государственный исторический музей, Живопись XVII в., Лошади, Михаил Фёдорович Романов, Неизвестный художник/скульптор, Парсуна, Портрет, Русское царство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments