morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Categories:

Война открыток. Пропаганда в открытых письмах Первой мировой войны

В начале 20 века почтовые открытки выпускались значительными тиражами и в огромном разнообразии. Использовались они по своему прямому назначению — в качестве открытых писем, как сувениры, а также собирались в коллекции. Открытки стоили недорого и были очень популярны среди самых широких масс населения европейских стран.

С началом Первой мировой войны враждующие стороны развернули тотальную пропаганду, которая никак не могла обойти столь значительный агитационный ресурс.



1. Удачный пример российской пропаганды (слева): союзники по Антанте — Россия, Британия и Франция представлены в виде трёх прекрасных дев — Веры, Надежды и Любови. При этом Россия (в центре) олицетворяет оплот духовности, Франция — чувственность, а Британия, как и положено великой морской державе, опирается на якорь надежды. В свою очередь, германские солдат и матрос охраняют Древо мира



2. Сказочные сюжеты о богатырях и чудовищах применительно к современной войне удачно работали на идею героической мифологии, исторической преемственности и избранности. Былинный богатырь «с железом в руках и крестом в сердце» постоит в Великой войне за Святую Русь (слева). На германской открытке немец и австриец бьют гидру о восьми головах штыком и прикладом. По шапочкам на змеиных головах легко опознать не только представителей Антанты, но и Италию, Японию, Сербию и т.д.



3. Важнейшая задача любой агитации — продемонстрировать нерушимое единство народа, армии и власти в государстве. В России и Германии к решению этой задачи подошли по-разному. Его Императорское Величество Государь Император Николай II Александрович поздравляет солдата с Пасхой и дарит ему, по отечески, пасхальное яйцо. Германский император Вильгельм II, скорее, символ могущества рейха, чем живой человек



4. Национальной пропаганде всегда важно показать, что в своей борьбе страна не одинока, и у неё есть сильные и надежные сторонники: «С нами Бог» и наши военные союзники. На немецкой открытке 1915 года (справа) монархи Германии, Австро-Венгрии и Турции сердечно приветствуют вступившего в войну болгарского царя Фердинанда I.



5. Император Николай II принял командование русской армией и сам примерил военную форму простого русского солдата, приняв на себя все беды своего народа, как свои собственные. На немецкой открытке изображён немецкий солдат в яростной атаке, держащий в руках простреленное и изорванное знамя — типичный патриотический пафос немецкой военной пропаганды 1914 года.



6. «Красотка внемлет чуть дыша» написано на русской открытке. По другую сторону фронта примерно те же чувства отображены в незатейливом стишке на немецкой открытке.



7. Матери, сёстры, жёны и невесты будут писать письма, трогательно и верно ждать матросов в родном порту — что в России, что в Германии.



8. «Глаза — не пули, а сердце насквозь разят». И солдату, и матросу нужно, чтобы его ждали и любили даже в разлуке.



9. Читая стихотворение Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» поражаешься пронзительной современности горьких слов автора о жестокой войне, несущей только горе и разрушения, смерти и несчастья всем людям и всем странам, участвующим в войне.

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слёзы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…




10. «Быть может, в дальней стороне, ты всё же вспомнишь обо мне» — написано на русской открытке военных лет. Русские женщины заканчивали курсы медсестёр и тоже шли на фронт, чтобы помогать раненым. Немецкие дамы также надевали военную форму и шли служить в армию.



11. Военная форма - постоянный предмет восхищения и зависти в Германии! Три немецкие открытки 1914 года показывают отношение к солдату модных дам, милых девушек в ресторане (на заднем плане грустящий штатский обыватель), жены и детей.



12. Все дети мира, привыкшие жить в мире сказок, чувствуют себя бессмертными, героизируют войну, мечтают о ратных подвигах, играют в войну, командуют дворовыми «военными» действиями. Вероятно, игровая, показная храбрость умиляла взрослых, и они рисовали военные игры детей на открытках, не смотря на то, что у войны совсем не детское лицо.



13. Девочки тоже принимали участие в дворовых военных играх, конечно, они помогали раненым и учились делать перевязку.



14. «Хоть шуба овечья, а душа – человечья» призывает русская открытка. На германской открытке дети наряжены в мундиры союзных войск. Российская пропаганда умиляется человечностью, немецкая - единством.



15. На деревянном корыте, в котором плывет карапуз (справа), надпись: U9. Германская подводная лодка U9 под командованием Отто Веддигена 22 сентября 1914 года за два часа потопила три английских крейсера броненосца — «Абукир», «Хог» и «Кресси». В этом бою погибло около полутора тысяч британских моряков. На бескозырке малыша надпись «Гнейзенау» -«Gneisenau», этот немецкий линкор был только в проекте, а построили его в мае 1936 года. Германский броненосец был потоплен во время Фольклендского боя, при этом погибло 598 членов его команды



16. Мал золотник, да дорог, и двумя георгиевскими медалями награждён за храбрость в бою.



17. Традиционным средством пропаганды была карикатура. Открытки с карикатурами на противников охотно выпускались всеми воюющими странами. Россия била турок не раз и храбрыми воинами их не считала. Вдохновители турок: «Смелее, милая Фатима, смелей взмахни ятаганом» — посмеивается российская открытка над воинами Османской империи, выступившими против России на стороне Германии и Австро-Венгрии. На немецкой открытке германский солдат один справляется с союзниками России, которых художник изобразил мелкими карликами.



17. На немецкой открытке чёрные птицы германского рейха клюют русского медведя, оставляющего кровавый след на снегу.



18. «Дон Кихот пошёл покорять Европу», пишут на открытке 1914 года, под скачущими всадниками. Германского «Дон Кихота» сопровождает японский всадник — оруженосец «Санчо Панса». А на немецкой открытке германец снова нападает на русского медведя, приговаривая, чтобы тот знал своё место.



19. На русской открытке германский кайзер Вильгельм II пытается удержаться на ходулях войны, шагая по Европе, а его противники, вооружившись топорами, подрубают ему ходули, не позволяя двигаться. На немецкой открытке германский солдат стоит во весь рост, не боясь семерых атакующих его стрелков и нападающего со спины японца. Намёк на то, что Япония в ноябре 1914 года захватила порт Циндао.



20. « Как жаль, что мир состоит только из двух полушарий» — надпись на русской открытке 1914 года, высмеивающая претензии Германии на мировое господство, начиная с 1882 года и до 1938 года. На немецкой открытке сатира направлена против российского императора Николая II  и возглавляющего правительство Франции министра Пуанкаре.



21. «Не везёт же! Ну, и бабы!» — негодуют эти швабы, взятые в плен и окружённые со всех сторон дородными русскими женщинами, вооружёнными косами и цепами. На немецкой открытке, наоборот, русские бабы благоговейно окружили вниманием двоих немецких оккупантов.



22. «Бабы берут в плен аэроплан» (с картины И. Владимирова). На русской открытке захватчиков встречают вилами и граблями, на немецкой — молоком.



23. Незатейливые сатирические стишки о германском кайзере легко сочинялись в русском народе, их распевали как частушки или помещали в карикатурах на почтовых открытках. На немецких открытках опять мечты о пленении русского Медведя: он посажен на цепь, его передние лапы связаны, в нос продето кольцо.



24. Популярным героем на русских открытках стал немец Васька Берлинский — жалкий трус и мародер.

«Васька сумрачно глядит,
рваный, волосатый...
не спеша несёт, бандит,
узел полосатый.
Обобрать честной народ
для него сподручно.
Понакрал и продаёт —
«оптом и поштучно».


На немецкой открытке карикатура на колониальные войска французов, терпящих поражение в африканский сражениях.



25. Калики перехожие — Германия и Австро-Венгрия, потрёпанные войной:
«Жили, как баре,
Играли, кутили…
И в пьяном угаре
богатство спустили…
Вздыхая и плача
Теперь ходят, просят,
Разбитые клячи…
Быть может, кто бросит?»


На открытке немецкий Фельдмаршал Пауль фон Гинденбург и его начальник штаба Эрих Людендорф ставят мат командованию союзных войск Антанты. Среди союзников выделяется в белом кителе Верховный Главнокомандующий великий князь Николай Николаевич, за его спиной маршал Франции Жозеф Жоффр, главнокомандующий Британскими экспедиционными силами генерал Джон Френч. Карикатурная открытка с намёком на разгром русских войск в Мазурских болотах Восточной Пруссии в августе-сентябре 1914 года.



26. Слева:
Что ж, теперь узнаешь вкус
Потяну тебя за ус
Чтоб не думал о Руси,
На, щелчком ты закуси.
А союзник твой австриец
этот жадный кровопиец
На колени сел от страха
И пополз, как черепаха.


Романтические отношения француженок с коренными жителями французских колоний стали ещё одной мишенью германской пропаганды (справа).



27. А вот так пропаганда представляла публике военные успехи и своих героев

Хоть одет ты и по форме
Получай-ка по платформе
И чтоб не был ты кремнём,
Проучу тебя ремнём.
А союзнику убогу
Прищемлю я больно ногу.
Чтобы долго помнил шельма
Что страдает за Вильгельма




28. Германская военная промышленность работала в полную мощность, выпуская танки, цеппелины и аэропланы. Война в воздухе представлялась немецкой пропагандой как победоносная, и на открытках военных лет часто изображали, как германский лётчик сбрасывает бомбы на Москву, цеппелин бомбит Лондон, а из аэроплана бомбят Париж.



29. Германским мародером и палачам место в аду!



30. Рыдания германского кайзера Вильгельма II:

Помнишь ли милая наши мечтания,
Как мы хотели с тобой,
Чтобы в Европе была лишь Германия,
Всё ж остальное... долой.
Как воздвигали мы форты могучие.
Пушки нам Крупп отливал.
Лопнуть рискуя, сигары летучие,
нам Цеппелин надувал.
Помнишь, мы были когда то уверены
В скорой победе над всем.
Но сорвалось... и надежды потеряны.
Скоро мы будем... ни с чем!




31. Кайзер Вильгельм II в психиатрической лечебнице с диагнозом «мания величия».

Шар земной покрыл ты кровью,
Не моргнув при этом бровью.
Сколько душ ты загубил,
Сколько семей разорил,
Но настал расплаты час,
Мы теперь проучим вас, —
И рубашечкой согреем,
И усы ваши побреем,
на башку наденем кепи,
И посадим вас на цепи.




32. В Россию вход воспрещён.


33.


34.

Источник + на этом сайте сказано, что открытки из из архива Петра Каменченко
Tags: 1910-е, XX век, Австрия, Батальный жанр, Болгария, ВЛАДИМИРОВ Иван Алексеевич, Великобритания, Вильгельм II (имп. Германии), Германия, Жанровая живопись/скульптура/фото, Змеи, Литература/цитаты, Лондон, Лошади, Медведи, Москва/область, Некрасов Николай Алексеевич, Николай II Александрович, Николай Николаевич (внук Николая I), Париж, Первая мировая война, Почтовые марки/открытки, Турция, Франция, Шахматы, Эйфелева башня, Япония
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments