morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Скелеты Забавы и трех богатырей: Как рисуют «Наследницу престола»

В прокат выходит мультфильм «Три богатыря и Наследница престола». КиноПоиск побывал на студии «Мельница», посмотрел, как рисовали персонажей — их тела и кости, и поговорил с режиссером Константином Бронзитом.



Золотые кнопки, паутина и гэги

Студия «Мельница» переехала из центра Петербурга в новое здание, расположенное на проспекте Большевиков. В фойе при входе на огромном экране показывают фильмы производства «Мельницы», стоит витрина с наградами. Правда, как оказывается, больше всего посетителей привлекают две огромные золотые кнопки, присланные YouTube за миллион подписчиков. Ими награждены каналы студии с мультфильмами «Лунтик и его друзья» и «Барбоскины».

Аниматоры работают на двух этажах: на третьем рисуют 2D-анимацию, на втором — 3D. Мы находимся в студии накануне Хеллоуина, и повсюду виднеются скелеты, тыквы, паутина и прочие атрибуты праздника. Но самим сотрудникам, кажется, не до веселья: на «Мельнице» готовятся вернуть «Богатырям» былое величие.

Выходящий под Новый год фильм «Три богатыря и Наследница престола» будет девятым по счету с 2004 года, когда вышли «Алеша Попович и Тугарин Змей». Последний мультфильм, «Три богатыря и принцесса Египта», собрал 13,6 млн долларов — чуть меньше предшественника «Три богатыря и Морской царь» (14,1 млн долларов). В режиссерское кресло новых «Богатырей» вернулся Константин Бронзит, режиссер-постановщик самой первой части.


Константин Бронзит / Фото: Пресс-служба СТВ

Бронзит, дважды номинант на «Оскар», занимает небольшую комнату в студии. Он большой поклонник классической голливудской анимации и может подолгу о ней рассказывать (совсем недавно режиссер представлял книгу Леонарда Молтина «О мышах и магии»). Перед ним стояла непростая задача — снять интересную, свежую и веселую историю. Будут ли там оммажи популярным мультфильмам? «В этом смысле все гэги уже придуманы там у них, и мы успешно их воруем, — смеется режиссер. — Но ситуации все равно каждый раз оригинальные. Никаких приветов туда специально я не шлю. Я вообще про это забываю. Может быть обратная ситуация: если я что-то придумываю, а потом вспоминаю, откуда этот гэг, то придумываю что-то другое».

«Три богатыря и Наследница престола» — история о том, как князь киевский назначил племянницу Забаву на трон, но та получает образование в далеком Царьграде, где правит коварный Василевс. Три богатыря в сопровождении болтливого коня Юлия отправляются за тридевять земель, чтобы вернуть Забаву.



Беззубый конь и богатырские скелеты

Над «Наследницей» работает весь третий этаж «Мельницы». Анимационные мультфильмы делаются по наработанной и кажущейся со стороны простой схеме. Получив сценарий, художники подключаются к единственному этапу свободного творчества — разработке новых персонажей. Образы богатырей, их жен, царя и коня отлично знакомы российским зрителям, поэтому здесь никаких отступлений.

Для утвержденного персонажа создается обкатка — рисунок персонажа со всех ракурсов. Раньше персонажа лепили из глины, и перед каждым художником стояла фигурка, сейчас иногда делают 3D-модель. Герой должен быть одинаковым, и обкатка помогает художникам не отходить от оригинала, ведь любое отклонение будет моментально видно на экране. Получается толстый альбом с изображениями героя.


Пример обкатки / Фото: Пресс-служба СТВ

Даже то, как персонаж проговаривает те или иные буквы, тщательно зарисовано и утверждено печатью. Как оказывается, в обкатке у коня Юлия нет зубов, а улыбается он часто.


Пример обкатки / Фото: Пресс-служба СТВ

Параллельно рисуют фоны, а режиссер работает над аниматиком — черновым наброском мультфильма, анимированной раскадровкой, качество которой сильно зависит от умения режиссера-постановщика рисовать. Аниматики Бронзита — практически готовый мультфильм. Если же режиссер рисует плохо, то, несмотря на весь талант, работать с ним будет непросто: художникам придется постоянно догадываться, что от них требуется в деталях.

Нарисованный режиссером аниматик нужно сделать более понятным, и этим занимаются художники лейаута. Они додумывают мизансцены, расставляют персонажей, смотрят, как падает свет. Все это рисуется карандашом на кальке, красные стрелки показывают направление движения. Вот князь собирает вещи в сундук — художники лейаута показывают, как открывать сундук, как правильно свесить кончик тяжелого ковра и как фигура князя смотрится в покоях.


Фото: Пресс-служба СТВ

А вот, распахивая двери, заходит Юлий — указания аниматорам на кальке написаны на универсальном английском, видны слова «zoom in», то есть камера перейдет на крупный план персонажа. Аниматору не придется ломать голову, располагая героев в пространстве.


Фото: Пресс-служба СТВ

В комнате, где работают над лейаутом, висят скелеты, но это не украшения к Хеллоуину, а костяки персонажей — от коня до богатырей. На обороте каждого скелета нарисован герой как он есть. Такие рисунки помогают художникам понять, как двигается персонаж.


Фото: КиноПоиск

Любава выглядит особенно инфернально: на ее платке заботливо прорисованы черепа.


Фото: Пресс-служба СТВ

На другом рисунке персонажи выстроились в ряд, как на постере «Подозрительных лиц». Нет, это не пародия, а памятка для художников с ростом героев. Благодаря этой шпаргалке персонажи будут всегда общаться друг с другом с высоты своего роста, как и требуется. Хотя конь Юлий наверняка все равно будет смотреть на всех свысока.


Фото: Пресс-служба СТВ

Калька на память

В советское время на 10 минут анимации давали год работы. Сейчас за год «Мельница» делает полуторачасовой полный метр. Техника помогает, но некоторым аниматорам до сих пор удобнее рисовать на кальке, и это не происки луддитов — просто привычка. Слой на слой, листик на листик, от 12 до 24 рисунков — это на одно движение. Каждая калька сканируется — так и получается движение.

«Вам подарить картинки?» — спрашивает кто-то из аниматоров. Рисунки на кальке часто становятся отличным сувениром. В соседней комнате рисуют на планшетах, и там уже Юлия с ведром на голове не раздают.


Фото: Пресс-служба СТВ

Мы переходим в комнату художников-аниматоров. Иван Бабаев рассказывает об особенностях работы. Например, в одной сцене Елисей мчится на счетах, как на скейте. Оказалось, задуманное режиссером движение выполнить невозможно: скейтеры так не двигаются. Сначала надо положить скейт и только потом начать движение — запрыгнуть на лету на счеты не получится. Художник находит видео, смотрит за техникой движения и исправляет.


Фото: Пресс-служба СТВ

Иногда приходится снимать себя, если какой-то ракурс оказывается особенно сложным. На мониторе у Ивана появляется видео, на котором кто-то снимает его сверху. Примерно так же потом в мультике бегают наемники. Внезапно всплывает гендерный вопрос: у женщин не всегда получается нарисовать мужчину, и наоборот. «Девчачье карате отличается от мальчишечьего», — считает Бабаев. В Голливуде с ним бы не согласились.

Аниматор не вдается в тонкости, для этого существуют прорисовщики. Это те люди, которые снабжают ваших любимых персонажей элегантными узорами на костюмах, тонкими ресницами и даже морщинами. Ведущий прорисовщик Инна Иванчева показывает, как поступающие от аниматоров рисунки сканируются и превращаются в черновую анимацию. С помощью обкаток героев приближают к тому виду, в котором мы видим их на экране. Исчезают все штрихи — прорисовщик выводит все детали ровной линией. После этого материал отправляется на заливку (раскрашивается каждый кадр), а затем композерам, совмещающим героев с заранее нарисованными фонами. Добавляются спецэффекты — и на монтаж.


Фото: Пресс-служба СТВ

Получившийся фильм не финальная версия — нужно добавить музыку (композитор начал работать над ней на стадии аниматика), шумы (над этим трудятся шумовики, придумывающие, как озвучить шаги, драки, стук колес и т. д.) и голоса актеров. Еще немного, и мультфильм будет готов к встрече со зрителем.


В студии, где пишутся шумовики / Фото: КиноПоиск

Муки творчества и яркие характеры

Не спрашивайте Константина Бронзита, откуда он черпает вдохновение. «Что-то за этим праздное стоит. Кино, то есть мультипликация — чудовищная рутина. И если хочешь максимально приблизить результат, который держишь в голове, и все делаешь по-серьезному, то, простите за пафос, начинаешь платить за это жизнью». Бронзит говорит о короткометражках (сейчас он работает над новой), две из которых — «Уборная история — любовная история» и «Мы не можем жить без космоса» — принесли ему номинации на «Оскар».


Константин Бронзит / Фото: Пресс-служба СТВ

Но полнометражные фильмы Бронзита тоже волнуют. Больше всего в последнее время его впечатлили «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». «Какой сценарий! Какая идея! Насколько хорошо надо знать драматургию. Как это придумано, сколько всего заложено! Я мало смотрю кино, не смотрю сериалы. Я не хвастаюсь, просто когда работаешь над фильмом, тебе не до чего». Где-то в голове у Бронзита спрятан сюжет недорогого игрового экшена (потому что каждый режиссер-мультипликатор мечтает снять игровое кино), уделить время которому пока не получается — надо сесть и записать.

Пока же у Бронзита выходит полный метр про богатырей, который, судя по показанному нам отрывку, и правда обещает быть забавным. Один из самых любимых персонажей «Наследницы» у самого Бронзита — сын царя Василевса. «Я придумал его как персонажа, сам озвучил — продюсеры разрешили, — говорит режиссер. — Он смешной сам по себе. Он настолько тянет эпизоды, как иногда кино тянет конь Юлий. Потому что характер делает сцену, мизансцену и вообще двигает историю. Яркий характер украшает любое кино. Все остальные — статисты, даже богатыри. У нас снова жжет Юлий, а теперь еще вот этот Леонид. Красавчик! Ради него стоит сходить в кино!»

Источник
Tags: XXI век, Мультфильмы, Три богатыря
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments