morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Category:

Портрет Фёдора Шаляпина

► КУСТОИЕВ Борис Михайлович «Портрет Фёдора Шаляпина». 1921 г.
Холст, масло. 99 х 80 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.


Первоначальное название картины – «Новый город». Большая Советская Энциклопедия дала другое название произведению: «Ф.И. Шаляпин на ярмарке». Ещё одно название полотна: «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде».



КУСТОДИЕВ и ШАЛЯПИН – два гения Серебряного века. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Фёдор Шаляпин высоко ценил искусство Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Но не только большого мастера ценил в художнике Фёдор Шаляпин: он видел в нём человека недюжинного, достойного преклонения.

В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной».

Художник стремился сделать портрет артиста живым, праздничным. А Шаляпин прилагал все усилия, чтобы подбодрить тяжело больного Кустодиева во время сеансов. Сын художника потом вспоминал об одной смешной подробности в работе над портретом. «Любопытно было смотреть, как «позировала» любимая собака Фёдора Ивановича – чёрно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал всё возможное, чтобы собака смотрела на неё».

Сам Борис Кустодиев был восхищён Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой. Великолепная шуба Фёдора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся – а не только воротник и шапка – на бобровом меху; мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и чёрный лак... Ходить в них по снежным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Это показное барство не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа.

► «Портрет Ф.И. Шаляпина». 1920-1921 гг. Эскиз
Бумага, графитный карандаш. 27 x 21 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.




► «Портрет Ф.И. Шаляпина». 1921 г. Эскиз
Бумага, акварель, итальянский карандаш, сангина. 67 x 42 см.
Частное собрание.




► «Портрет Ф.И. Шаляпина». 1921 г.
Бумага, акварель, уголь, гуашь, сангина. 65 x 46 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Tags: 1920-е, XX век, Берёза, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Живопись 1920-х, Живопись п.п. XX в., Зима, КУСТОДИЕВ Борис Михайлович, Лошади, Нижний Новгород/Горький/область, Новый год, Портрет, Собаки, Шаляпин Фёдор Иванович, Эпоха СССР, Эскиз/этюд и воплощение, Ярмарка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments