Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Православная скульптура Пермского края

Скульптуры в православии — явление необычное. Еще в 1722 году Святейший синод запретил использовать их в богослужении. Но жители северных регионов продолжали вырезать фигуры Спасов, ангелов и православных святых из дерева и размещать их в церквях. Самую обширную коллекцию деревянной православной скульптуры в России исследователи собрали и сохранили в Пермском крае.


Святой Николай Можайский из деревни Зеленята Очерского района Пермского края. Фотография: Анатолий Косолапов


Николай Чудотворец из города Чердынь Пермского края. Фотография: Александр Буторин


Никола Можай из села Покча Чердынского района Пермского края. Пермского края. Фотография: Анатолий Косолапов

Пермские скульптуры первым обнаружил краевед Николай Серебренников в 1922 году. Изваяния высотой в человеческий рост стояли в заброшенной часовне на старом кладбище. Ученому они напомнили и языческих идолов, и православных святых одновременно — находки решено было переместить в Ильинский краеведческий музей.

За следующие три года Серебренников вместе с этнографом Александром Сыропятовым организовали несколько экспедиций в отдаленные села пермской земли и собрали там еще 280 подобных скульптур. Такое количество экспонатов могло вместить только крупное хранилище — собрание выставили в только что открывшемся Пермском художественном музее.

Больше всего православных фигур находили в церквях на севере Пермского края: в Усолье на берегу Камы и вверх по реке — в Соликамске, Чердыни. Среди них были отдельные скульптуры — фигуры Николая Можайского, Параскевы Пятницы, Иисуса Христа, а также скульптурные группы и целые резные иконостасы.


Деревянная фигура Иисуса Христоса. Фотография: Анатолий Косолапов


Спаситель из деревни Усть-Косьва Ильинского района Пермского края. Фотография: Александр Буторин


Деревянная фигура Иисуса Христоса из города Соликамска Пермского края. Фотография: Александр Буторин

Жители отдаленных деревень относились к фигурам по-разному. Часть прихожан воспринимала их как украшение храма, остальные же почитали как идолов: одевали, подносили еду, задабривали дарами. Именно из-за такого, особого отношения к изваяниям исследователи стали называть скульптуры «богами».

Собирать их оказалось непросто: жители не всегда отдавали скульптуры добровольно. Изваяния провожали с плачем, в некоторых селениях фигурам сооружали гробы и устраивали им «похороны». Жители деревень были уверены: чужаки уничтожат их святых. Однако благодаря краеведам-собирателям «пермские боги» уцелели в советские годы, в отличие от другого церковного имущества.

Как ваяли пермских богов
Сюжеты

Чаще всего вырезали распятия и Иисуса, который ожидает казни в темнице. Его изображали сидящим, с палкой в руке и терновым венцом на голове. Пермские резчики были мастерами разного уровня: в коллекцию Серебренникова попали и примитивные фигуры, и истинные произведения искусства. Но, как правило, и те и другие старались запечатлеть выражение смирения и печали на лице страдающего Христа.

Материал

Мастера использовали сосну: она мягче, проще в обработке и лучше хранится. Мелкие детали вырезали из брусков липы. Иногда в ход шли более твердые породы: береза, ель. Дерево тщательно готовили к работе. Сначала его сушили, чтобы готовая скульптура не деформировалась, потом выравнивали заднюю часть бревна для барельефных фигур. Чаще всего резчики удаляли и сердцевину бревна: полое изваяние почти не трескалось со временем.

Крепление деталей

Если блок для будущей скульптуры оказывался маленьким, его наращивали: приклеивали дерево так, чтобы были незаметны стыки. Выступающие части — руки, терновые венки с шипами, крылья ангелов — мастера всегда изготавливали отдельно, а затем крепили в специальное гнездо со штифтами и тоже фиксировали клеевым раствором.

Инструменты

Уже в XVIII веке деревенские ваятели использовали специальные инструменты. На деревянных фигурах сохранились следы не только топора и ножа, но и долота, стамески, пилок, буравы и других столярных приспособлений. С их помощью скульпторы вырезали сложные формы — локоны волос, складки ткани.

Покраска

Готовую фигуру вначале шлифовали. Затем мастера оклеивали основу холстом, который грунтовали. Но этот метод использовали не так часто. Обычно краску наносили прямо на дерево: это дешевле и быстрее. Но в этом случае красочный слой приходилось часто обновлять. Окрашивали фигуры в приглушенные цвета, которые подчеркивали рельеф. Иногда скульпторы имитировали его, сочетая светлые и темные мазки.

Авторы скульптур

Резные иконостасы с барельефными фигурами и скульптурные группы создавали послушники пермских монастырей — больше всего сохранилось фигур Пыскорской монастырской мастерской. Единичные статуи изготавливали сельские мастера. Их имена остались неизвестными, за редким исключением: например, сохранилась информация о скульпторе из пермской Лысьвы — крепостном Дмитрии Домнине. В середине XVIII века его вместе с другими крепостными из соседнего села отправили в Лысьву строить заводские цеха и здание управления. В свободное время Домнин вырезал фигуры православных святых и жертвовал их в местную церковь.

Экспонаты Пермской галереи

Одно из произведений Дмитрия Домнина — монументальная скульптура «Саваоф» — хранится в собрании Пермской художественной галереи, как сейчас называется бывший краевой художественный музей. Домнин изобразил Бога Отца — Саваофа, сидящего в облаках. В руках Господь Саваоф держит скипетр и державу. Скульптура в основном барельефная и крепится вплотную к стене. В Лысьве она венчала иконостас сельской церкви.

Также в Пермской галерее находятся необычные распятия, на которых Иисуса изображали с лицом монголоидного типа, как у местных народов. Одна из таких скульптур — распятие из Усолья первой половины XVIII века. Это крупное изваяние, фигура Иисуса в нем — почти в человеческий рост. Видно, что автор хорошо знал анатомию: соблюдены пропорции тела, проработаны пучки мышц и выступающие кости.

В отличие от усольского распятия у соликамского «Сидящего Иисуса» европейские черты лица. Резчик изобразил его без одежды, в терновом венке. Из-под шипов будто бы льется кровь, а на теле — следы избиений. Вырезаны даже самые мелкие детали: складки век, морщины, локоны волос и выступающие сухожилия на руках. «Сидящий Иисус» из Соликамска — самая реалистичная из пермских фигур.


Саваоф на облаках из города Лысьва Пермского края. Фотография: museum.ru


Распятие из города Усолья Пермского края. Фотография: rusforce.online


Саваоф из деревни Половинка Оханского района Пермского края. Фотография: Александр Буторин

Источник
Tags: 1920-е, XIX век, XVIII век, XX век, Иисус Христос/Господские праздники/иконы, Пермь/область, Св. Николай Мирликийский/храмы, Скульптура вт. пол. XVIII в., Скульптура п.п. XVIII в., Скульптура сер. XVIII в., Эпоха СССР
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment