Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Константин Флавицкий «Княжна Тараканова»

► ФЛАВИЦКИЙ Константин Дмитриевич (1830-1866) «Княжна Тараканова». 1863 г.
Холст, масло. 245 x 187 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.




Княжна ТАРАКАНОВА, именовавшая себя княгиней ЕЛИЗАВЕТОЙ ВЛАДИМИРСКОЙ, умерла 4(15) декабря 1775 года. Её жизнь полна тайн, домыслов и легенд. Она объявилась в Италии и утверждала, что родилась от тайного брака императрицы ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ с графом Алексеем РАЗУМОВСКИМ и имеет право на престол Российской империи.

Для императрицы ЕКАТЕРИНЫ II явление самозванки было совсем некстати, так как снова возникал вопрос легитимности её прихода к власти. В России после свержения ПЕТРА III и его подозрительно скорой смерти за 10 лет объявилось 9 самозванцев, называвших себя чудесным образом спасшимся императором. Особенно опасен был последний – Емельян ПУГАЧЁВ, под знамёна которого люди шли тысячами, и которому удалось разжечь пламя невиданной прежде крестьянской войны. Едва справившись с ним, Екатерина отдала приказ командовавшему флотом в Средиземном море Алексею ОРЛОВУ-ЧЕСМЕНСКОМУ любой ценой схватить самозванку и доставить в Россию: буде нужно, «бомб несколько в город метать можно». Орлов с задачей справился блестяще, не прибегая к бомбометанию. Он соблазнил девушку, заманил на свой корабль, а там взял под стражу.

Её доставили в Петропавловскую крепость, где следствие вёл фельдмаршал князь Александр ГОЛИЦЫН. Во время допросов она несколько раз меняла показания. Узница умоляла фельдмаршала о личной встрече с государыней, но добилась обратного: она была помещена в одиночный каземат на хлеб и воду.

Заключённая умерла от туберкулеза, не открыв тайны своего рождения и не признав за собой политических преступлений даже на исповеди. «Княжна» была похоронена во дворе крепости. Никаких обрядов при погребении не совершалось.

История в дальнейшем забылась, стала преданием. Прошёл почти век, когда художник Константин ФЛАВИЦКИЙ написал картину «Княжна Тараканова».

Глядя на полотно, почти физически ощущаешь себя в мрачной и сырой камере Петропавловской крепости. Хлынувшая в тюремное окно ледяная вода затопляет камеру. Это наводнение, которое покрыло волнами территорию Петропавловской крепости, третье по своей силе за всю историю Петербурга, произошло 21 сентября 1777 года. Тогда вода поднялась на 310 см выше ординара.

Деревянная кровать, на которую, пытаясь спастись, карабкаются промокшие крысы, вот-вот скроется под водой. А на кровати, в изнеможении прислонившись к стене, стоит молодая женщина. Голова её откинута назад, волосы распущены, руки бессильно свисают вдоль тела. Поза, воскового цвета лицо, полузакрытые глаза – всё говорит о том, что силы покидают её. Роскошное платье узницы резко контрастирует с убогим убранством каземата.

В Зимнем дворце появление картины вызвало настоящий шок: художник коснулся тщательно скрываемой тайны царской фамилии. Разразился скандал. История могла окончиться для ФЛАВИЦКОГО печально, если бы не триумф, с которым картина была встречена обществом. В каталоге академической выставки 1864 года, где полотно экспонировалось впервые, по распоряжению АЛЕКСАНДРА II указали: «Сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины».

Император частично был прав: умерла ТАРАКАНОВА почти за два года до наводнения. Кроме того, она была заключена в деревянную тюрьму Алексеевского равелина. На картине же – каменный каземат со слишком уж большим для тюрьмы окном. При Таракановой по личному приказу императрицы неотлучно находились трое стражников, а на полотне она в одиночестве.

Написав эту картину, ФЛАВИЦКИЙ получил звание профессора Академии художеств минуя звание академика. Это было большой редкостью. Хотя легенда о гибели Таракановой от наводнения не соответствует действительности, благодаря Флавицкому именно эта версия её смерти закрепилась в народной памяти. Например, в стихотворении «Душа» Борис ПАСТЕРНАК пишет: «ты бьешься, как билась княжна Тараканова, когда февралём залило равелин».
Tags: 1770-е, 1860-е, XIX век, XVIII век, Александр II Николаевич, Голицыны, Государственная Третьяковская галерея, Екатерина II Алексеевна, Елизавета Петровна, Живопись 1860-х, Живопись вт. пол. XIX в., Катастрофы, Орлов-Чесменский Алексей Григорьевич, Пастернак Борис Леонидович, Петербург XVIII века в живописи, Петербург/Петроград/Ленинград/область, Петербургские наводнения, Петропавловская крепость, Разумовский Алексей Григорьевич, Реки и каналы Санкт-Петербурга, Скандал, ФЛАВИЦКИЙ Константин Дмитриевич
Subscribe

Posts from This Journal “Петербургские наводнения” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments