morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Category:

Жанна д’Арк и барон де Рэ

Элуа ФИРМИН ФЕРОН (1802-1876) «Жиль де Лаваль, барон де Рэ», 1835 г.
Холст, масло.
Галерея маршалов Франции, Версаль.

Жюль Эжен ЛЕНЕВЁ (1819-1898) «Жанна д’Арк при осаде Орлеана». 1886-1890 гг.
Пантеон, Париж.



Хорошо известна история ЖАННЫ Д'АРК, героини Столетней войны Англии и Франции, чей талант полководца, личная доблесть и удача принесли французам долгожданный перелом в борьбе. О ней написаны тысячи биографий и сняты десятки кинолент. Тем не менее, персона одного из ближайших сподвижников Жанны – маршала Франции ЖИЛЯ ДЕ РЭ – остается самой загадочной из её окружения. Его образ воскрес в народных преданиях, готических романах XIX в. и был обессмертен ШАРЛЕМ ПЕРРО в сказке «Синяя борода».

ЖИЛЬ ДЕ РЭ (или ДЕ РЕЦ, строгих правил орфографии в XV в. во Франции не существовало, его имя разнится в написании) был потомком богатейшего бретонского рода. Площадь земельных владений почти равнялась владениям его сюзерена, герцога Бретонского, а величина ежегодных денежных сборов превышала сумму годового дохода упомянутого герцога почти в 10 раз. Золотой дождь, проливавшийся в казну барона, питался соляными приисками и торговлей солью, которые род Лавалей контролировал на протяжении трёх поколений. Почти 50% оборота соли – главного экспортного продукта французской Бретани того времени – находились в их руках.

Разгоревшаяся с новой силой в 1422 г. Столетняя война между Англией и Францией предопределила будущую карьеру Жиля: он отправился воевать, дабы защитить право КАРЛА VII на корону. Молодой монарх – мелочный, злопамятный, скаредный – не блистал дарованиями стратега и, по сути, самоустранился от руководства военными действиями. ЖИЛЬ ДЕ РЭ оказался в числе немногих вассалов слабого короля, которые хотели и были способны бороться с противником.

Когда при королевском дворе появилась ЖАННА Д'АРК, барон сразу же поддержал идею доверить молоденькой девушке командование крупным отрядом. Очевидно, что склонность Жиля к мистицизму немало повлияла на восприятие им слов странной девушки, взявшейся вдруг пророчествовать о судьбах Франции и короля. То, что произошло далее хорошо известно.

Его отряд был ядром армии, с которой в 1429 г. был взят Орлеан. После того, как войско ЖАННЫ Д'АРК вступило в Реймс, и КАРЛ VII был коронован, 25-летнему ЖИЛЮ ДЕ РЭ присвоили звание маршала Франции. Но затем последовали поражения и гибель Орлеанской Девы. Жиль приложил огромные усилия, чтобы спасти своего кумира. Когда в 1431 г. Жанна попала в плен, он собрал войско из наёмников и двинулся к Руану, но опоздал: Жанну казнили. Впоследствии он много денег израсходовал на её прославление. Он заказал «Орлеанскую мистерию» и в течение 10 лет оплачивал постановку мистерии в театре.

С 1433 г. де Рэ жил в своём поместном замке Тиффож, с охраной в две сотни рыцарей, личной церковью с тридцатью канониками, обширной библиотекой редких рукописей. Тут – вдали от чужих глаз и ушей – он мог свободно предаваться своим страстям и порокам. В свите маршала начали появляться толкователи снов, маги, чародеи и алхимики. Причины внезапного обращения Жиля к сатанизму так и остались до конца невыясненными. Одно из самых распространённых мнений – и самых маловероятных – будто бы с помощью проклятых искусств он пытался воскресить Орлеанскую Девственницу, которую тайно любил.

И, как следствие, через некоторое время барон получил приглашение в главный суд Бретони для рассмотрения дела об оскорблении священства. Среди обвинений фигурировали человеческое жертвоприношение домашнему демону, колдовство, сексуальные извращения, убийство невинных детей, выбрасывание их тел в ров (не предание земле по христианскому обычаю) и т. п. После пыток он признал свою вину («со слезами на глазах и с большим раскаянием») и был казнён в Нанте 26 октября 1440 года.

В 1992 году по инициативе литератора Жильбера ПРУТО во французском Сенате был собран трибунал, состоящий из двух отставных политиков, учёных, адвокатов и писателей, с целью пересмотра дела ЖИЛЯ де Рэ. Изучив материалы судебного процесса, завещания и ленные грамоты, судебная коллегия вынесла оправдательный вердикт. Однако это решение не является легитимным, так как собранный состав суда не имел права пересматривать дела XV века.
Tags: XV век, Военная история, Д’Арк Жанна, Живопись 1830-х, Живопись 1880-х, Живопись вт. пол. XIX в., Живопись п.п. XIX в., ЛЕНЕВЁ Жюль Эжен, Перро Шарль, Портрет, ФИРМИН ФЕРОН Элуа, Франция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment