morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Художник Борис Сергеевич Угаров

Борис Сергеевич Угаров — живописец, кандидат искусствоведения, педагог, профессор, президент АХ СССР (1983-1991).

Родился 6 февраля 1922 г. в Петрограде. С 1930 г. учился в средней школе, которую закончил весной 1941 г. В школьные годы занимался в художественной студии Дома учёных у А. А. Рылова и М. Г. Платунова, посещал частную студию А. Р. Эберлинга.

По окончанию школы будущий художник добровольцем ушёл в ополчение, а затем на фронт. Служил артиллеристом-наводчиком, участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах, в Карелии и на Дальнем Востоке. По заданию командования в 1944 г. в составе группы военных художников Угаров оформил в Лодейном Поле Музей Победы. В это время были созданы картины «Переправа артиллерии через реку Свирь», «Артиллерия в горах» и ряд портретов с натуры.

После окончания войны Борис Угаров на основании работ военных лет был принят на первый курс живописного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. На третьем курсе начал работать в мастерской И. Э. Грабаря, занимался у В. М. Орешникова, А. А. Мыльникова. По воспоминаниям художника В. М. Орешникова Борис Угаров «…производил впечатление какой-то особенной человеческой и творческой добротности. Это впечатление сопутствовало Угарову во всём, начиная с его внешности и выражаясь во всём его поведении. Он сразу стал хорошо успевать, его работы обращали на себя внимание. Его художественная заинтересованность была тесно сплетена с проявлениями национального начала в русском искусстве, излюбленными мастерами были В. Серов, К. Коровин, С. Иванов, А. Рябушкин».

В 1951 г. на отлично защитив дипломную картину «Колхозная весна», Борис Угаров получил звание художника живописи. В выпускной работе отразились главные стимулы в творчестве художника — любовь к земле, к родной природе и к людям.

По окончанию института Борис Сергеевич четыре года учился в аспирантуре при живописном факультете под руководством А. М. Герасимова. Одновременно с 1952 г. начал преподавательскую работу в институте и в том же году был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. Окончание учёбы в аспирантуре ознаменовалось созданием картины «В колхоз. 1929 год», за которую Угарову в 1954 г. было присвоена учёная степень кандидата искусствоведения. На полотне художник точно и остро отразил образы, выражавшие события, происходившие в деревне в процессе перехода к новым формам жизни крестьянства.

Чувство любви художника к природе и понимание её красоты поддерживалось и углублялось работой над пейзажем. В 1951-1954 гг. Угаров совершил поездки по Ленинградской и Тверской областям, написал этюды «Снег тает» (1952), «Весенняя вода» (1954), «Банька» (1954), «Улица в деревне» (1954). Результатом поездок по старым русским городам (Новгород, Псков, Старая Ладога и др.) в 1955-1960 гг. стали картины: «Сумерки» (1956), «Череменецкое озеро» (1956), «Ферапонтов монастырь» (1957), «Псков» (1960), «Зимка» (1960) и др.

«Для меня, как художника, природа и люди составляют нечто целое, — рассказывает Угаров. — Картина — итог живописно-пластической организации этого единения, а этюд — одна из форм размышления, раздумья над будущим полотном. Вероятно, это относится и к процессу написания портрета».

Переломные моменты русской истории, увиденные глазами художника, нашли свое воплощение в монументальных полотнах: «На рудниках. 1912 год» (1957); «Ленинградка. В 1941-м.» (1961); «Октябрь» (1964); «Мать. Год 1941-й» (1965); «За землю, за волю!» (1970); «Июнь 1941 года» (1975); «Возрождение» (1980).

«Нельзя также не сказать ещё об одной чрезвычайно привлекательной черте творчества Угарова — о красоте его живописи, — вспоминал В. М. Орешников. — Насколько просто и красиво схвачен живописный элемент изображаемого, настолько это изображаемое живёт именно в живописи, в слое краски, лежащей на холсте, — и как этот живописный язык чарует зрителя, воспринимающего его».

Угаров много работал и над портретом, портретам близких ему по духу и родных людей свойственна тонкая передача внутреннего мира («Портрет М.О. Угаровой» (1970), «Таня» (1971), «Портрет жены» (1974), «Портрет сына (1978)).

В 1971 г. Борис Угаров получил звание профессора живописи и композиции, в 1973 г. стал член-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1975 г. руководителем Ленинградским отделением Союза художников СССР.

В 1977 г. Борис Сергеевич был избран ректором института им. И. Е. Репина, в 1978 г. стал действительным членом Академии художеств СССР. В 1982 г. мастеру было присвоено звание Народного художника СССР. В 1983 г. Угаров был избран президентом Академии художеств СССР и занимал этот пост до 1991 г.

Борис Сергеевич Угаров скончался 2 августа 1991 г. и был похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Произведения художника входят в собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, находятся в музеях и частных собраниях в России, Финляндии, КНР, Японии, Великобритании, Франции и других странах.

«В колхоз. 1929-й год». 1954 г.


«В колхоз. 1929-й год». 1956 г.


«Портрет скульптора С. Коненкова». 1954 г.


«Портрет А. П. Петрова». 1971 г. Холст, масло. 150 x 110 см.
Государственный Русский музей.


«Портрет жены». 1974 г. Холст, масло. 100 x 130 см.
Государственный Русский музей


«Пушкин. Белая ночь». 1985 г.



Источник
Tags: Биографии, Живопись 1950-х, Живопись 1970-х, Живопись 1980-х, Живопись вт. пол. XX в., Живопись сер. XX в., КОНЁНКОВ Сергей Тимофеевич, Петербург XIX века в живописи, Портрет, Пушкин А.С./пушкиниана, Советские сёла и деревни, УГАРОВ Борис Сергеевич, Эпоха СССР
Subscribe

Posts from This Journal “Биографии” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments