morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Categories:

Адольф фон Менцель «Концерт в Сан-Суси»

► Адольф фон МЕНЦЕЛЬ (1815-1905) «Концерт в Сан-Суси». 1850-52 гг.
Холст, масло. 142 х 205 см.
Старая национальная галерея, Берлин.
► На фотографии: концертная комната в Сан-Суси; в витрине – флейта Фридриха Великого. Фотограф стоял примерно на том месте, где Менцель изобразил Карла Генриха Грауна.





Немецкий живописец Адольф МЕНЦЕЛЬ был одним из лидеров романтического историзма и создал огромную графическую летопись правления ФРИДРИХА II ВЕЛИКОГО (1712-1786).

На картине изображена роскошная концертная комната во дворце Сан-Суси (Германия, Постдам), украшенная в изысканном стиле рококо. Интерьер зала воспринимается как произведение искусства, включая и картины, и мебель, и пластику. Рокайлями обрамлены настенные зеркала и картины кисти Антуана ПЭНА с изображением сцен из «Метаморфоз» ОВИДИЯ. Скульптурный декор выполнен Фридрихом Кристианом ГЛУМЕ. Днём эта комната наполнена светом – напротив высоких окон расположены ниши с зеркалами, отчего пространство зала кажется бесконечным. Адольф МЕНЦЕЛЬ изобразил вечер – зажжены свечи, и комнату окутывает полумрак.

В центре композиции – король ФРИДРИХ II, играющий в кругу своих придворных. Король с детских лет играл на флейте, однако его отец, ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ I, человек властный, жестокий, считающий «всякие искусства разлагающими стойкость и мужество человека», запретил сыну заниматься музыкой и литературой. Став королём, Фридрих продолжал жить в простоте и скромности, но никогда не жалел средств на своё музыкальное образование, концерты и театральные выступления. Даже в походах он не забывал о музыке – его любимая флейта всегда была с ним. А в мирное время в королевском дворце Сан-Суси регулярно проводились концерты, на которых король выступал сам – и соло, и в ансамбле. ФРИДРИХ был достаточно плодотворным композитором – 4 симфонии (в понятии того времени, примерно по 10 минут каждая), 4 концерта для флейты с оркестром, 122 сонаты для флейты и клавесина, несколько маршей.

На картине Фридриху аккомпанируют: на клавесине Карл Филипп Эмануэль БАХ, на скрипке Франтишек БЕНДА (1709-1786). Бенда занимал пост первой скрипки в придворной капелле.

Немецкий композитор Карл Филипп Эмануэль БАХ – второй из 5 сыновей Иоганна Себестьяна БАХА и Марии Барбары Бах. Его называли «Гамбургский» или «Берлинский», чтобы различать среди членов семейства. Во второй половине XVIII в. Карл Филипп Эмануэль был знаменит, а творчество его отца было известно лишь узкому кругу музыкантов. ГАЙДН сказал: «Тем, чему я научился, я обязан Филиппу Эмануэлю Баху». МОЦАРТ: «Он наш отец, мы все его дети; всем, что только умеем, мы обязаны ему». Музыка Карла Филиппа Эмануэля оказала влияние на БЕТХОВЕНА, который выражал его гению «искреннее восхищение и уважение». Такую известность БАХ заслужил в основном благодаря своим клавирным сонатам, которые открыли важную эпоху в развитии музыкальных форм.

За спиной Франтишека БЕНДЫ стоит Иоганн Иоахим КВАНЦ (1697-1773). Каждый день Кванц давал уроки игры на флейте королю, управлял придворным оркестром, сочинял. Он также изготавливал инструменты по собственным эскизам, за которые король щедро платил. Художник изобразил Иоганна сосредоточенным, внимательно слушающим Фридриха. Он прислонился спиной к огромной картине, изображающей богиню ДИАНУ со спутницами во время купания. По свидетельству современников Кванц должен был кричать «Браво!» после каждого правильно сыгранного соло короля. Если же тот играл фальшиво, учитель должен был кашлять. Однажды ФРИДРИХ сухо произнес: «Надо что-то предпринять с простудой бедного Кванца!»

На заднем плане на софе расположилась любимая сестра короля ФРИДЕРИКА СОФИЯ ВИЛЬГЕЛЬМИНА ПРУССКАЯ (старшая; 1709-1758). Левее сидят в креслах младшая сестра АННА АМАЛИЯ ПРУССКАЯ (1723-1787) и фрейлина. Амалия была также необычайно одарённой. После смерти отца она начала брать уроки музыки и стала прекрасным музыкантом: играла на клавесине, флейте, лютне, органе; сочиняла кантаты, хоралы и марши. Амалия прославилась своей коллекцией в области исследования творчества Иоганна Себастьяна БАХА. Её собрание нот и манускриптов является одним из экспонатов Государственной библиотеки в Берлине.

За спиной Амалии стоит королевский капельмейстер композитор Карл Генрих ГРАУН (1704-1759). Его оперой «Цезарь и Клеопатра» в 1742 г. открылся Королевский оперный театр в Берлине.

Левее художник изобразил мужчину, понявшего лицо вверх и с интересом рассматривающего интерьер зала. Это знаменитый французский математик, естествоиспытатель, механик, астроном и физик Пьер Луи Моро де МОПЕРТЮИ (1698-1759). По приглашению короля Фридриха II учёный в 1740 г. переселился в Пруссию. После начала первой Силезской войны Мопертюи, вспомнив свои кавалерийские навыки, сопровождал короля во время похода в Силезию и в битве при Мольвице (1741) попал в плен к австрийцам, но вскоре был освобождён по указанию МАРИИ ТЕРЕЗИИ и вернулся в Берлин.


Tags: Барокко, Бах Иоганн Себастьян, Бах Карл Филипп Эмануэль, Германия, Живопись 1850-х, Живопись сер. XIX в., Интерьер дворцовый, МЕНЦЕЛЬ Адольф, Рококо, Свечи, Театр (музыка/сценическое искусство), Фридрих II Великий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments